Государственное учреждение образования

"Краснопольская средняя школа имени С.И.Жукова Россонского района"

211474, аг.Краснополье, ул.Ф.Скорины, д.15
Тел./факс: 802159 5 76 84
E-mail: kras-sh@rossony-roo.gov.by
Карта проезда

Отдел по образованию Россонского районного исполнительного комитета

Версия для слабовидящих

КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

«СКАЖИ, О ЧЕМ МОЛЧИШЬ»

            Цель:профилактика насильственного поведения в молодежной среде и уменьшение случаев насилия в близких отношениях.

Задачи:

-       Информирование обучающихся о влиянии стереотипов мужского и женского поведения на взаимоотношения людей;

-       повышение чувствительности молодых людей к восприятию проблемы насилия между близкими людьми;

-       информирование об индикаторах насильственного и контролирующего поведения;

-       информирование о службах социально-психологической поддержки для молодежи.

 

Формы работы с обучающимися: дискуссии, разминки, мозговой штурм, проигрывание упражнений, работа в малых группах, ролевая игра, рефлексия.

Учитель: Я вижу, что вы настроены на активную работу. Могу предположить, что тема отношений с другими людьми, с противоположным полом, волнует многих. Предлагаю выполнить упражнения, которые позволят начать разговор на эту тему.

Упражнение «Ассоциации»

Цель – сфокусировать участников группы на устойчивости полярных характеристик относительно мужских и женских ролей, формирующих стереотипные представления об ожидаемом мужском и женском поведении.

Учитель пишет на доске слова «МУЖЧИНА» «ЖЕНЩИНА».

Вопросы группе:

- С каким цветком ассоциируется у вас образ мужчины, а с каким - образ женщины?

- С каким деревом?

- С какой птицей?

- С каким животным?

- С каким музыкальным инструментом?

- С какой мебелью?

- С каким явлением природы?

Обсуждение:

Как распределились наши ассоциации?

Можем ли мы отметить закономерности?

Какие обобщенные образы мужчин и женщин у нас получились?

Как эти характеристики могут влиять на отношения между людьми?

Я предлагаю вам вернуться к основной теме нашей встречи – «Какие бывают отношения?» и ответить на этот вопрос.

Мозговой штурм: «Какие бывают отношения?»

Учитель записывает в два столбика характеристики отношений, предлагаемые группой, дифференцируя на положительные и отрицательные.

Можем ли мы разделить признаки отношений на «здоровые» и «разрушительные»?

Что же значит «здоровые отношения»?

Давайте подберем определения, которые их характеризуют.

Только ли хорошие стороны отношений вы знаете?

Какие признаки разрушительных отношений вы еще можете назвать?

Результатом мозгового штурма являются написанные на доске признаки здоровых и разрушительных отношений между близкими людьми. Пример:

 

Здоровые отношения

Нездоровые / Разрушительные отношения

Уважение

Эгоизм

Терпимость

Грубость

Забота

Ревность

Честность

Контроль

Доверие

Запугивание

Дружелюбие

Манипулирование

Открытость

Жестокость

Компромиссы

Самоутверждение

Теплота

Пренебрежение интересами

Совместное принятие решений

Проявление власти

Ответственность

Жесткость представлений

Принятие различий

Насилие

 

Учитель: Итак, мы расшифровали понятия «здоровые» и «разрушительные» отношения. Факторами риска для отношений являются ревность, контроль, жестокость, власть. Эти проявления могут быть присущи как мужчинам, так и женщинам. Однако общество более терпимо, если эти качества демонстрирует мужчина, считая их проявлением мужской силы, а значит «нормальными», приемлемыми. Именно в этом и состоит опасность жесткого стереотипного восприятия мужских и женских ролей. Крайний вариант разрушительных отношений – насилие.

Учитель: Мы пришли с вами к выводу, что насилие – крайняя форма проявления разрушительных, нездоровых отношений между близкими людьми. Но ведь насилие – это не только физическая агрессия. Какие же еще формы оно может принимать?

Упражнение «Индикаторы насильственного поведения»

Цель – повышение чувствительности подростков к психологическим формам проявления насильственного поведения в близких отношениях. Ученики получают раздаточные листы с заданием отметить признаки насильственного поведения.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.

«Индикаторы насильственного поведения»

Инструкция: Прочитайте индикаторы проявления насильственного поведения в близких отношениях. Пронумеруйте их по степени опасности для другого человека. Какие проявления Вы поставили бы на первые 5 позиций? Что Вы считаете абсолютно недопустимым, когда речь идет о близких отношениях?

Угрозы в адрес другого человека

Частые звонки по телефону, содержащие вопросы: «ты где?», «с кем?», «почему не ответил/а сразу?», «почему задерживаешься?»

Проявление ревности

Распространение лживых сведений о близком человеке

Жестокость по отношению к домашним питомцам

Чрезмерная требовательность

Контроль над интересами, желаниями и действиями другого человека

Преследование, слежка

Оправдание недопустимого поведения приемом алкоголя или наркотиков

Склонность обвинять других в своих проблемах

Подозрительность

Частые критические замечания в адрес другого

Унижения

Грубость

Проявление физической агрессии (пощечина, толчки и др.)

Учитель спрашивает у нескольких учащихся первые 5 индикаторов, отмеченных в их списках, записывает эти индикаторы на доске, избегая повторов. Подводя итог общей дискуссии, Учитель обращает внимание участников на то, что большая часть этих индикаторов отражает различные формы психологического насилия (психологического давления) в адрес другого человека. Психологические проявления насилия не менее опасны, чем физическая агрессия, так как их системное воздействие снижает самооценку близкого человека и дестабилизирует его эмоциональное состояние. Помимо этого, склонность человека к проявлению психологического насилия в адрес близких, может рассматриваться существенным риском перехода и к физическому воздействию по отношению к ним.

Учитель: Я предлагаю вам поразмышлять над вопросом: «Что такое контроль над другим человеком и что такое настоящая забота?

Ролевая сценка «Телефонный разговор»

Цель –отработка навыков разграничения конструктивного, заботливого общения и контролирующего взаимодействия.

Учитель предлагает всем участникам разделиться на две группы (помогает разделиться, сделав специальное упражнение). Каждая группа получает листочек с заданием.

Задание для первой группы: Выберите двух добровольцев на роль «юноши» и «девушки». Помогите им разыграть сценку «Контролирующий телефонный разговор». Придумайте характерные вопросы, которые демонстрируют недоверие, контроль над действиями и намерениями другого человека. Ваша задача – наглядно показать различные варианты попыток контроля по телефону.

Задание для второй группы: Выберите двух добровольцев на роль «юноши» и «девушки». Помогите им разыграть сценку «Заботливый телефонный разговор». Придумайте характерные вопросы, которые демонстрируют заботу и беспокойство за другого человека, доверие к нему. Ваша задача – наглядно показать отличие подлинной заботы о другом человеке от попыток контроля над ним.

Группам дается 10 минут на подготовку заданий, затем каждая группа представляет свою мини-сценку.

Обсуждение:

Какие чувства возникли у вас, когда вы наблюдали за нашими «героями»?

В чем главное отличие заботливого и контролирующего общения?

Контролирующее общение: не слышит партнера, не доверят, имеет свой план действий, манипулирует, подавляет, не слышит, давит и др.

Заботливое общение: искреннее, имеет форму диалога, уточняются потребности другого, корректируются планы, проявляется поддержка и др.

Учитель: Спасибо за активную работу! Предлагаю вам выполнить небольшие самостоятельные задания и продолжить размышления на тему «Какие бывают отношения?».

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Мини-опросник «Склонен ли твой друг (подруга) к насильственному поведению?»

Цель – рефлексивный анализ дружеских или близких взаимоотношений с другим человеком, способствующий идентификации различных приемов насильственного поведения.

Инструкция: Прочитайте утверждения, содержащиеся в опроснике. Напротив каждого пункта проставьте «Да» или «Нет», в зависимости от того, насколько эти утверждения соответствуют вашим взаимоотношениям с близким человеком, другом или подругой.

 

  1. Ваши отношения начались с резкой эмоциональной привязанности? Он/она говорит, что не может прожить без тебя и дня?
  2. Ревнив ли твой друг/подруга? Ревность может выражаться по отношению к друзьям, родственникам, знакомым.
  3. Имеются ли у него/нее представления, не соответствующие реальности, например: «Лишь только ты можешь меня сделать счастливым/ой»?
  4. Заставляет ли он/она испытывать тебя постоянное чувство вины? Находясь рядом с ним/ней, ты чувствуешь себя так, будто никогда не поступаешь правильно?
  5. Боишься ли ты ситуаций, когда тебе приходится высказывать свое мнение, находясь в его /ее обществе?
  6. С другими людьми он/она ведет себя иначе, чем с тобой наедине – более вежлив/а и более дружелюбен/на?
  7. Ожидает ли он/она, что ты будешь следовать его/ее указаниям и приказам?
  8. Он/она точно знает, каким должен быть «настоящий» мужчина, а какой «настоящая» женщина?
  9. Когда он/она сталкивается с проблемами – в них обычно виноваты другие люди или обстоятельства?
  10. Ты являешься объектом его/ее «шуток»? Делает ли он/она тебе замечания в присутствии посторонних?
  11. Опасен ли твой друг/подруга в гневе?
  12. Он/она угрожал/а тебе насильственными действиями?
  13. Жесток/а ли он/она по отношению к домашним животным?
  14. Ломал/а ли он/она, находясь в гневе, твои вещи?
  15. Использовал/а ли он/она когда-нибудь физическую силу во время ваших ссор (например, тряс/ ла тебя за плечи)?
  16. Он/она груб/а? Использует ли он/она грубые, обидные выражения для достижения своих целей?
  17. Вел/а ли он/она себя агрессивно в с прежних отношениях?

 

Результаты:

Подсчитайте, сколько раз Вы ответили «Нет» и сколько «Да». Подумайте над своими результатами.

Большинство ответов «Нет» (около пятнадцати отрицательных ответов, при условии, что Вы отрицательно ответили на утверждения с 11-го по 17-е).

Если большинство Ваших ответов – отрицательные, то риск насильственных отношений минимален. Важно, чтобы не только у Вашего друга/подруги, но и у Вас самих было как можно меньше утвердительных ответов, поэтому задайте те же вопросы себе.

Большинство ответов «Да»

Чем чаще Вам пришлось ответить «Да», тем большая опасность того, что Вы общаетесь с человеком, который склонен к психологическому давлению или позволяет себе применять физическую силу в отношениях. Время от времени он может красиво признаваться в любви, просить прощения, проявлять нежность. Задумайтесь, стоит ли этому верить?

В насилии виноват тот, кто использует силу, а никто другой.

Важно рассказать своему другу/подруге, каким образом он Вас обидел и что Вы не согласны терпеть такое поведение. Если Ваш друг или подруга не захотят изменить свое поведение, подумайте, ради своей безопасности, нужны ли такие взаимоотношения?

Если Вы положительно ответили на утверждения с 11-го по 17-е, возможно существует угроза Вашей безопасности. С кем из взрослых Вы можете обсудить эту ситуацию? Поговорите с теми, кому Вы доверяете или обратитесь к специалистам.

Учитель: Внимательно прочтите комментарии к мини-опроснику. У вас есть возможность со стороны посмотреть на значимые отношения, подумать о своей безопасности. Насилие – это сила слабого. К нему прибегают люди, самоутверждающиеся за счет других. Насилие дискредитирует отношения и не способствует их развитию.

 

Учитель обращает внимание подростков (пишет на доске, показывает заранее заготовленный лист или слайд-презентацию) на право человека – чувствовать себя в безопасности, выстраивая   здоровые (цивилизованные) отношения с другими людьми:

 

  1. Вы имеете право на безопасные, уважительные и равные отношения.
  2. Вы имеете право остановить (прервать) свои отношения, если другой человек прибегает к физической силе, психологическому давлению, щантажу или контролю.
  3. Насилие, к сожалению, встречается в обществе, но оно не является нормой в отношениях.
  4. Конфликты во взаимоотношениях нормальны, научитесь их решать.

 

Учитель просит участников высказать (написать на листочках) свои размышления по проведенному разделу:

 

Самое главное, что я узнал – это…

Про насилие в близких отношениях я думаю, что…

В отношениях с другим человеком очень важно…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

«ДЕТСТВО БЕЗ ЖЕСТОКОСТИ И НАСИЛИЯ»

Задачи: раскрыть значение понятий «насилие», «жестокость», воспитывать отрицательное отношение к проявлениям жестокости и насилия среди сверстников, умение противостоять им, развивать способность понимать и умение прощать другого человека , воспитывать нравственные качества и ценности.

Ход классного часа:

Жизнь – сложная штука, где хитро перемешаны добро и зло, честь и предательство, гуманность и жестокость, насилие и любовь. Сегодня мы постараемся наметить ориентиры, которые помогут вам разграничивать данные понятия и выбрать правильную дорогу в жизни.

Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Он шел по улице и тихо плакал...
Облезлый, одноухий, и с больною лапой.
Повисший хвост, несчастные глаза,
А в них жемчужинкой дрожит слеза.
Его никто вокруг не замечал,
А если и заметил, то ворчал,
А мог еще и палкой замахнуться.
Он убегал, когда мог увернуться.
Он с грустью думал: «Я такой урод.
Ну кто такого жить к себе возьмет».
Так шел он, шел по краешку дороги.
И вдруг перед собой увидел ноги.
Огромные такие две ноги,
Обутые в большие сапоги.
В смертельном страхе он закрыл глаза
А человек нагнулся и сказал:
«Красавец-то, какой!
А ухо! Взгляд! Пойдешь со мной?
Я буду очень рад.
Принцессу и дворец не обещаю,
А молочком с сосиской угощаю».
Нагнулся, протянул к нему ладошку.
Он первый раз держал в ладошках кошку.
Взглянул на небо, думал, дождь закапал.
А это кот в руках от счастья плакал.

Каких людей в этом стихотворении можно назвать жестокими? В чем проявляется жестокость?

(ответы учащихся)

Сострадание к животным, так тесно связано c добротою характера, что можно c уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток c животными. Всякий жестокий человек есть человек слабый, бессильный и больнoй. Сильный человек ecть человек дарящий, помогающий, освобождающий, любящий… (Н. Бердяев)

Если человек безжалостно истребляет животных, ломает ветви деревьев, стреляет птиц, как можно охарактеризовать его поступки?

Дайте определение понятию «жестокость».

(ответы учащихся)

ЖЕСТОКОСТЬ – безжалостность, беспощадность, бесчеловечность.

Каждому нормальному человеку хочется, чтобы его окружали добрые, уважающие его люди, чтобы не надо было бояться выйти на улицу поздно вечером, чтобы не надо было запирать свой дом на крепкие замки, чтобы, встретив на улице незнакомого человека, не бояться, что он тебе может сделать что-то плохое. Hо жестокость все-таки существует.

Ребята, назовите возможные причины конфликтов, ссор: между двумя или несколькими детьми, между взрослым и ребенком, между народами, странами.

(учащиеся приводят примеры из собственной жизни, литературы, художественных фильмов, телепередач)

Давайте попробуем разобраться, как нужно поступать правильно, а как неправильно. Я предлагаю вам бытовые ситуации, а вы два способа поведения – правильного и неправильного.

1 ситуация: Когда кто-то тебя нечаянно толкнул…

2 ситуация: Когда кто-то тебя обозвал…

3 ситуация: Когда дети спорят из-за одной игрушки…

Видите, что такие ситуации не всегда могут закончиться спокойно, мирно. Иногда бывает конфликт. Он может быть таким маленьким, как спор, или же таким большим, как война. В конфликте всегда кто-то «берет верх», а кто-то проигрывает, но каждый участник ссоры считает себя правым и не хочет уступать другому. Так люди в гневе не только портят настроение друг другу, но и могут нанести травмы, причинить боль. Возникает агрессивное поведение.

Скажите, что такое агрессивное поведение? Могут ли быть агрессивными дети, взрослые?

(ответы учащихся)

Агрессивное поведение – это взаимодействие, в ходе которого одним человеком умышленно наносится вред (физический или психический) другому. Различают прямую и косвенную агрессию. К прямой агрессии относят словесную – когда насмешничают, обзывают, сквернословят; материальную – когда вымогают деньги или другие вещи, портят личное имущество; физическую – когда дерутся, толкаются, дергают за волосы. К косвенной агрессии относят игнорирование – непринятие в игры, разговоры. Скажите, вы в своей жизни сталкивались с чем-то подобным?

(ответы учащихся)

Представьте себе, что вы постоянно становитесь объектом агрессии. В чем причина этого? Что нужно делать, чтобы не стать объектом агрессивного поведения?

(ответы учащихся)

Часто безобидные шутки, игры тоже перерастают в агрессию, почему? Как отличить игру от агрессивного поведения?

(ответы учащихся)

Сейчас я прошу вас заполнить анкету и высказать свое мнение по каждому вопросу.

Анкета

Есть ли у нас в классе ребята, которые обижают, дразнят одноклассников или

ребят из других классов?

Дружишь ли ты с ребятами, которых обижают?

Как к ним относятся другие ребята?

За что чаще всего дразнят, обижают?

Обижали ли тебя когда-нибудь одноклассники, друзья?  

Что ты чувствовал при этом?

Когда другие обижают кого-нибудь в твоем присутствии, что делаешь ты?

Что чаще всего делает тот, кого обижают?

Помогает ли это остановить обидчиков?

Можете ли вы без посторонней помощи остановить обидчиков?

Если нет, то кто мог бы вам помочь?

Как ты думаешь, что могут сделать ребята, чтобы улучшить взаимоотношения в классе?

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.

(Конфуций)

Обсуждение крылатых выражений:

«Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости»

(Сенека)

«Люди с сердцем безжалостным рады чужим несчастьям»

Важа Пшавела

«Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя»

Анахарсис Скифский

В жизни не бывает идеальных людей. В каждом из нас есть светлая сторона – добро и темная сторона – зло. «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» – это слова Льва Николаевича Толстого

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с кем мы общаемся, это и будет проявление доброты.

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и миром.

Мы очень разные, но мы вместе. Мы живем в одном мире, в одной стране. Ребята, никогда не оценивайте людей, а цените их! Очень хотелось, чтобы вы никогда об этом не забывали. Вся наша жизнь протекает через сердце. Сердце бывает разным: добрым, жестоким, счастливым… Когда человек добрый - это можно узнать по его глазам. Если глаза у этого человека добрые, то и дела у него тоже добрые. А злое сердце – это зависть, недоброжелательность, желчь, которая съедает самого человека.

Пусть твое сердце наполняют дружба, доброта, нежность, милосердие, любовь, искренность, душевность и терпение. Вот такое сердце должен иметь каждый из нас и тогда мы все будем жить в мире и согласии.

Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это – маме усталой помочь
Это – бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел – простить.
Это – птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.

Ребята, что обозначает слово «милосердие» для вас.

А как вы понимаете слово «сочувствие»?

(Отзывчивое отношение к тому, у кого несчастье).

Пусть вам всегда сопутствуют:

со -страдание;

со -чувствие;

со -действие (участие в чьих-то делах, чтобы помочь, поддержать его);

со -знание (способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах);

со -единение (соединиться)

Стихотворение, которым мне бы хотелось закончить классный час.

Что такое доброта 

Отчего, скажи скорей, 
Мир становится добрей? 
Оттого, что кто-то счастлив, 
От простого слова «Здравствуй!» 
И от смеха малышей, 
И от солнечных лучей, 
От подснежников в лесу, 
Что я маме принесу. 
От березки под окном, 
Что стучится веткой в дом. 
От прохлады ручейка, 
От цветного мотылька, 
И от радуги над речкой, 
И от дров, трещащих в печке, 
Оттого, что рядом друг, 
И от бабушкиных рук. 
От снежинок на ресницах, 
И от сказки, что нам снится. 
И от запаха сирени, 
И от соловьиной трели. 
Мир загадочный, огромный, 
Посмотри, какой он добрый. 
Так давай и я и ты 
Ему добавим доброты.

 

 

 

Меню раздела

211474, аг.Краснополье, ул.Ф.Скорины, д.15
Факс: 802159 5 76 84
E-mail: kras-sh@rossony-roo.gov.by