провести анализ ситуации по эффективности использования воды в школе и учреждении образования, составить и реализовать план действий по водосбережению в учреждении образования.
Цель: анализ изменения ситуации по потреблению воды в учреждении образования и оценка эффективности проводимых мероприятий .
Задачи:
уменьшить количество потребляемой воды в учреждении образования
проанализировать изменения ситуации по потреблению воды в учреждении образования;
составить отчет о реализованных действиях по уменьшению потребления воды в учреждении образования и их результатах;
отчет разместить на сайте учреждения образования.
Дата выполнения: ноябрь 2020-май 2021
Участники: учащиеся 5-6, 7-8, 9 классов
Количество участников: 70 человек
Список учащихся:
- Амельченко Анна
- Белисова Дарья
- Грунько Виктор
- Житний Касьян
- Коптелёв Артём
- Купришина Ангелина
- Лапковский Владислав
- Рудак Диана
- Самкович Сергей
- Слизень Виктория
- Усович Леонтий
- Божова Виолета
- Бондарева Вероника
- Жуков Матвей
- Калач Денис
- Карпова Анастасия
- Кононова Алина
- Кононов Милан
- Лапковский Вячеслав
- Медвецкий Дмитрий
- Паметникова Полина
- Тихенький Илья
- Чернобай Снежана
- Щемелёв Виктор
- Ашева Альбина
- Байков Даниил
- Грибанова Валерия
- Грунько Даниил
- Иваненко Ренат
- Йассейн Мария
- Ковалёв Дмитрий
- Лазаренко Андрей
- Лисовский Илья
- Михайлов Дмитрий
- Паращук Юлия
- Предкель Дмитрий
- Печёнкин Никита
- Рыцерева Юлия
- Самкович Олег
- Шперх Сергей
- Черепович Валерия
- Чернобай Снежана
- Чикунова Мария
- Щемелёва Алина
- Амельченко Елизавета
- Байков Глеб
- Герасимов Глеб
- Кривошеева Яна
- Кролл Захар
- Обманщикова Ольга
- Пудов Алексей
- Савченко Юлия
- Сапрончик Константин
- Свердлова Полина
- Студенкова Алина
- Федоренко Татьяна
- Щемелёва Александра
- Яковлева Софья
- Баньков Кирилл
- Герасимов Константин
- Калач Андрей
- Луферова Диана
- Минина Алина
- Обманщикова Полина
- Пашков Семён
- Ротаева Диана
- Савченко Владимир
- Сапрончик Дмитрий
- Сидорова Алина
- Студенкова Алиса
Учащиеся 9 класса с сентября по ноябрь 2020 года согласно плану сняли показания с приборов учёта воды в учреждении образования, изучили потребление воды в учреждении образования, осмотрели системы водоснабжения, ознакомились с схематическим планом здания учреждения образования, обработали и проанализировали полученные данные, провели анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования. А также изучили способы рационального использования воды, сберегающих технологий в быту.
С учащимися 5-6, 7-8 классов в декабре 2020 года проведены мероприятия «Вода в нашей жизни»
Мероприятие с учащимися 5-6 классов «Вода в нашей жизни»
Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.
Задачи:
Закрепление системы представлений учащихся о разнообразии состояний и свойствах воды, ее значении в природе и жизни человека.
Развитие наблюдательности, творческих способностей детей.
Воспитание любви к природе, привитие навыков экономного расходования воды в домашних условиях.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация « Вода – это наша жизнь», высказывания о воде, книжная выставка – викторина «Вода? Вода!», пейзажи с изображением водоёмов.
Ход мероприятия
Учитель: Чтобы узнать о чём мы будем говорить на этом занятии , вам нужно отгадать загадки.
Не конь, а бежит.
Не лес, а шумит. (река)
Кругом вода,
А с питьём беда. (океан)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (лёд)
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь- вода в руке. (снежинки)
- Итак, река, океан, лёд, снег-всё это ….(вода)
Да, правильно. Ещё Леонардо да Винчи сказал: «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни».
- Как вы думаете, что он имел ввиду? (Без воды не может обойтись ни один человек, ни растительный, ни животный мир)
Ученик: Вода – чудесный дар природный,
Живой, текучий и свободный,
Картины жизни нашей красит
В своих трех важных ипостасях!
То ручейком, то речкой вьется,
То из стакана наземь льется,
То застывает тонкой льдинкой,
красиво названной снежинкой,
То обретает легкость пара:
Была, и вдруг ее не стало.
Учитель: Вода – самая удивительная жидкость на земле, бесценный дар природы. Она ничего не стоит, лишь когда его достаточно. Но когда её нет, ничего дороже и важнее для нашей жизни не найти. Вода даёт нам жизнь.
- И так, тема нашего сегодняшнего внеклассного мероприятия «Вода- это наша жизнь»
Мы каждый день сталкиваемся с водой, но как часто мы задумываемся о ней, что такое вода? Несет ли она радость? Как относится к воде? И надо ли её охранять? Надеюсь, что на эти вопросы каждый из вас сегодня найдет свои ответы.
Учитель: Зачитаю пословицы, но в них пропущены самые важные слова, их смыло водой, надо их восстановить. За каждый правильный ответ выдается одна капелька! (Бумажные капельки)
Под лежачий … и вода не течет (камень)
Правда в огне не горит и … (в воде не тает)
Апрель с водой, а май с … (травой)
Весенний дождь …, осенний гноит. (растит)
В тихой воде… глубоки (омуты)
Мокрый … не боится (дождя)
Рыба в реке – не в … (руке)
Чтобы выучиться …, надо лезть в воду ( плавать)
Много воды… с тех пор (утекло)
Где воды не было, там … (сухо)
Учитель: Вода – это радость, потому что она вызывает положительные эмоции и приятные впечатления. В Россонском районе имеется множество водоёмов, на берегах которых можно отдохнуть, порыбачить. Назовите известные вам. В зоне троих из них размещены заказники (Красный бор, Синьша, Нещерда). Чистый лесной воздух, отсутствие высоких температур, сильных резких ветров – таков микроклимат зоны озёр.
Предлагаю вам игру «Водная викторина».
Продолжаем собирать капельки за правильные ответы.
Очень добродушная, я мягкая, послушная,
Но когда я захочу, даже камень источу. (Вода)
Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
Летом бежит, а зимой спит.
Зимой спит, а летом шумит. (Река)
Идет, идет, а до берега дойдет – исчезнет. ( Волна)
С высоты большой срываясь,
Грозно он ревет и, о камень разбиваясь,
Пеною встает (Водопад)
Не драгоценный камень, а светится ( Лед)
Все обходят это место, здесь земля как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи. Нет опоры для ноги. ( Болото)
По ней кораблики пускают, когда уходят холода,
Жаль только мамы отпускают, туда побегать не всегда. (Лужа)
Выросло, повырастало, из бороды повылезло.
Солнышко встало, ничего не стало. ( сосулька)
Облако у поверхности Земли. (Туман)
Вода в газообразном состоянии ( Пар)
Плавающая ледяная гора (Айсберг)
Самый большой океан ( Тихий)
Самый маленький океан ( Северный Ледовитый)
Учитель: Вода – это жизнь, т.к. 70% организм человека состоит из воды: кровь – жидкость, в основном состоящая из воды; вода, входящая в состав слюны и поджелудочного сока помогает переварить пищу. С помощью воды из тела удаляются вредные вещества – шлаки. Вода, содержащаяся в смазке суставов, позволяет сгибать руки и ноги и легко двигаться. Для того, чтобы с обменом веществ у вас не было проблем , выпивайте в день 1,5-2 литра жидкости. Если человек без еды может прожить 1 месяц, то без воды не обойдется и неделю.
Давайте порассуждаем. Сколько воды мы используем. Умывание – 10 литров. Туалет – 45 литров. Купание: ванна – 40 литров, душ – 100 литров. Приготовление пищи – 5 литров. Мытье посуды – 10 литров. Стирка – 15 литров. Мытье полов – 15 литров.
Учитель: А сейчас поиграем в игру «Экологический светофор».
Вам предлагаются две ситуации. Если герой поступил правильно, поднимете зелёный кружок, если – неправильно-красный.
Ситуация 1.Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор, было тихо. Он услышал, что где-то течёт вода. Оказалось, кто-то забыл закрыть кран, большая струя воды текла в раковину, а брызги летели в разные стороны. Алёша , придя в библиотеку, рассказал взрослым о случившемся. Взял книгу и вернулся в класс.
- Объясните, почему показали красный кружок?
Ситуация 2.Олег пришёл на берег реки и увидел, как его друг бросает в воду песок и камни.
-Что ты делаешь?- спросил Олег.
- Играю,- ответил друг.
- Ты разве не знаешь, что загрязняешь реку, а ведь она даёт воду нашему городу.
- Странно! - сказал друг, но бросать больше не стал.
- Объясните, почему вы показали зелёный кружок?
- Как можно экономить воду?
Плотно закрывать кран – неплотно закрытый кран в 1 квартире за год дает потерю воды 700 куб м воды (70 000 ведер)
Если человек чистит зубы, не закрывая кран, он расходует 3 литра воды. А можно набрать воды в стакан и почистить зубы, используя только 1 стакан вод
Подведение итогов по капелькам.
Победителям вручаются призы.
Учитель: сегодня вы боролись за каждую капельку воды. Вот если бы и дома вы также ценили эту драгоценность – обыкновенную воду!
Пусть на земле не умирают реки
И стороной обходит их беда.
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода.
Бережно к ней относитесь. Ведь без воды: … И НИ ТУДЫ, И НИ СЮДЫ! Спасибо всем.
Мероприятие с учащимися 7-8 классов «Вода в нашей жизни»
Цель:
расширить знания учащихся о значении воды для жизни человека, животных;
Задачи:
повышать познавательную активность учащихся, прививать основы экологических знаний;
познакомить с отрицательным влиянием человека на природу;
показать значение воды в жизни человека;
воспитывать рачительное отношение к воде, бережное отношения к природе.
Ход мероприятия
Учитель: Согласны ли вы с высказыванием героя советского фильма «Вога. Волга»: «Без воды – ни туды и ни сюды»? (ответы учащихся)
Действительно, эти слова можно подтвердить научными фактами:
Вода покрывает 70% поверхности земли.
Вода составляет 70% веса нашего тела.
Без еды человек может обойтись несколько недель, без воды – не проживёт и пяти суток.
В день нам необходимо выпивать 2,5 литра чистой воды.
Народная мудрость утверждает: «Хорошая вода, хорошая жизнь. Плохая вода, плохая жизнь. Нет воды, нет жизни». Без воды невозможна не только жизнь растений и животных, но и жизнь современной цивилизации. Она не только питает промышленность и современные города, но и ещё чистит, вынося с собой всевозможные отходы.
Космонавты в своих воспоминаниях отмечают, что с борта космического корабля наша Земля выглядит голубой планетой. Кажется – воды много, но запасы пресной питьевой воды составляют только 2,25% от всех водных ресурсов планеты.
Предлагаю прочитать лежащий у вас на столе текст «Знаете ли вы …»
Из всех запасов воды только 1% пригоден для питья, приготовления еды, мытья и выращивания сельскохозяйственных культур.
Каждый житель большого города тратит около 300 литров воды на день. Из них на мойку посуды – 20%, душ и ванну – 20%, туалет – 20%, стирка 15%, потери воды из-за незакрытых кранов – 15%, приготовление еды – 5%, другие расходы – 5%.
При скорости вытекания всего 1 капля в минуту потери воды в год могут достигать 15 тыс. литров.
Если бы каждый белорус экономил 1 литр воды в день, то все вместе мы могли бы сберечь 10 000 000 м3 питьевой воды.
Один кубометр воды может стать непригодным для питья, если она содержит всего: 50 г азотных удобрений, 0,1 г автомобильного масла, 0,000001 г ядохимикатов.
Объясните значение высказывания «Нет воды – нет жизни». (ответы учащихся)
Считаете ли вы важным самостоятельное уменьшение загрязнения воды и её экономию.
Предлагаю вам прочитать текст «Как разумное использование воды помогает устойчивому развитию человечества?».
«Доступ к воде является правом человека. Водные ресурсы имеют решающее значение для устойчивого развития и ликвидации нищеты и голода. Между водными ресурсами, энергетикой, продовольственной безопасностью и питанием существует неразрывная связь. Водные ресурсы абсолютно необходимы для развития людских ресурсов и обеспечения здоровья и благополучия людей и имеют жизненно важное значение для достижения целей в области устойчивого развития и других соответствующих целей в социальной, экологической и экономической областях.
Но неэффективные и нерациональные методы хозяйствования и эксплуатации, а также рост неопределенности и рисков, вызванный изменением климата и другими факторами, ставят под угрозу многие связанные с водой экосистемы».
Определите для себя 3 причины, по которым вы можете своё отношение к вопросу экономии воды. Запишите эти причины.
Давайте обсудим какими действиями мы можем изменить свои привычки, связанные с использованием воды.
Предлагаю поделиться на группы (экокоманды) и разработать примерные планы действий по изменению своих привычек, связанных с использованием воды, которые вы запишите.
1 команда рассматривает возможности предотвращения утечек воды.
2 команда рассматривает возможности рационального использования воды из кранов.
3 команда рассматривает возможности уменьшения загрязнения стоков.
4 команда рассматривает возможности экономии воды при поливе растений.
5 команда рассматривает возможности экономии воды при соблюдении личной гигиены.
6 команда рассматривает возможности использования источников естественной воды.
(Каждая команда предлагает свой план)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль воды для человека огромна. Сегодня каждый человек может создать для себя условия сохранения бесценного водного баланса путем правильной организации использования воды.
Учащимися 5-6, 7-8 классов в январе 2021 года проведено изучение потребления воды дома, в феврале разработаны семейные памятки по рациональному использованию воды и её сбережению дома.
Проведены информационные часы «22 марта – Всемирный день водных ресурсов» в 5-9 классах.
Информационный час «22 марта – Всемирный день водных ресурсов»
Цель: демонстрация необходимости воды для всего живого на Земле.
Задачи:
· показать значимость воды в повседневной жизни;
· воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам, формировать активную позицию в природоохранной деятельности.
Экономическое развитие и растущее население Земли требует для жизни все больше промышленности и сельского хозяйства, которые также требуют для своей работы все больше и больше воды. Изменение климата также делает водные ресурсы менее доступными и уязвимыми перед загрязнением. Распределяя водные ресурсы, общество часто не прислушивается к мнению многих людей.
То, как мы ценим нашу воду, определяет наше к ней отношение, как мы распоряжаемся доступными ресурсами и распределяем их среди населения. Ценность воды намного выше, чем ее цена. Значение воды просто неоценимо для повседневной жизни, культуры, здравоохранения, образования, экономики и поддержания окружающей среды. Забыв хотя бы об одном из этих компонентов, мы рискуем неразумно распорядится этим бесценным конечным ресурсом.
Ценность источников воды — природные водные ресурсы и экосистемы.
Вся вода содержится в экосистемах. И вся, которую мы потребляем для своих нужд, рано или поздно возвращается обратно в окружающую среду, вместе со всеми загрязнениями. Круговорот воды — одна из важнейших «экосистемных услуг», и нашей важнейшей задачей должно стать обеспечение чистоты водных ресурсов и устойчивости к природным бедствиям, таким, как засухи или потопы.
Ценность водной инфраструктуры — хранение, очистка, водоснабжение
Водная инфраструктура обеспечивает распределение и доставку воды туда, где она необходима. Кроме того, с ее помощью вода очищается и безопасно возвращается в природу после использования. Когда состояние системы неудовлетворительно, это одинаково угрожает социально-экономическому развитию и окружающей среде. Оценки инфраструктуры обычно не включают в себя все затраты, особенно социальные и связанные с окружающей средой. Их все практически невозможно окупить за счет тарифов.
Ценность водоснабжения — питьевая вода, санитария и прочее
Роль воды в домашнем хозяйстве, школах, на рабочих местах и в системе здравоохранения критическая. Водоснабжение, санитария и гигиена необходимы для укрепления здоровья населения, что особенно важно в период пандемии. Эти услуги также обычно финансируются из бюджета, однако такое финансирование обычно помогает поддерживать качественное водоснабжение там, где оно уже есть, вместо улучшения положения в районах с неразвитой инфраструктурой или низким уровнем дохода.
Ценность воды для производства, общественной жизни — сельское хозяйство, энергетика, промышленность, бизнес и трудоустройство
Сельское хозяйство требует больше всего воды и вносит самый весомый вклад в деградацию экосистем. Несмотря на то, что вода жизненно важна для продовольственной безопасности, ее ценность обычно рассматривается только через отношение использованных ее объемов и полученной материальной выгоды. Множество других аспектов — улучшение питания, получение дохода, обеспечение устойчивости к климатическим изменениям и уменьшение миграции — также не учитываются в стоимости воды.
Ценность социально-культурных аспектов воды — рекреационные, культурные и духовные факторы
Вода может объединять нас через творческие, религиозные и общественные переживания. Водные пейзажи могут приносить нам спокойствие и удовлетворение. Вода — очень важная часть любой культуры, и ее ценность в этом аспекте очень сложно подсчитать. Как правило, воду рассматривают только как производственный ресурс или источник дохода, не обращая никакого внимания на ее социально-культурную или экологическую ценность.
Вода необходима всем, но в жизни каждого она играет свою особую роль.
Какое значение имеет вода для вашей повседневной жизни, окружения, культурных традиций и окружающей среды?
Для жилья, школ и рабочих мест вода значит здоровье, гигиену, достойную жизнь и эффективную работу и обучение.
Для культурных и религиозных центров вода символизирует единение со всем миром, с обществом и самим собой.
В природе вода может символизировать мир и гармонию.
В наши дни водные ресурсы подвергаются постоянной угрозе из-за роста населения, увеличения потребностей сельского хозяйства и промышленности, последствий изменения климата. Уделив должное внимание всему многообразию ролей, которые вода играет в нашей жизни, мы сможем справедливо оценить ее значение и принять разумные меры по защите самого ценного нашего ресурса — чистой воды.
Учрежденный ООН в 1993 году Всемирный день водных ресурсов проводится ежегодно 22 марта. Этот день подчеркивает важность пресной воды.
В настоящее время 2,2 млрд человек не имеют доступа к безопасной воде. Необходимы меры по борьбе с глобальным водным кризисом.
Сегодня вода находится под серьезной угрозой из-за роста населения, растущих потребностей сельского хозяйства и промышленности, а также усугубления последствий изменения климата.
И для нашей страны этот день не является исключением, он помогает привлечь внимание к существующим экологическим проблемам состояния водных объектов и в целом напоминает о важности воды и бережном ее использовании.
Территория Беларуси является водоразделом бассейнов Балтийского и Черного морей. Примерно 55 % речного стока приходится на реки бассейна Черного моря и 45 % – Балтийского. По территории республики протекает семь больших рек, пять из которых являются трансграничными (Западная Двина, Западный Буг, Неман, Днепр, Припять).
Водные ресурсы нашей страны достаточны для удовлетворения современных и перспективных потребностей.
Обеспеченность водными ресурсами на душу населения в республике близка к среднеевропейской и составляет 6,0 тыс. м3 в год на одного жителя, но при этом значительно выше, чем в соседних странах – Польше (1,7 тыс. м3в год на одного жителя) и Украине (4,1 тыс. м3в год на одного жителя).
Беларусь целенаправленно принимает меры, направленные на рациональное использование и охрану водных ресурсов.
В апреле 2021 года был организован патруль «Хранители воды», который контролировал исправности кранов, канализации, рациональное использование воды, размещал памятки в местах водопотребления.
Памятка по рациональному использованию воды в школе
- Закрывайте кран, если не используете воду.
- Используйте воду только тогда, когда это действительно необходимо.
- Обращайте внимание, не течет ли вода зря из водопроводного крана.
- Выключайте воду за младшими школьниками в столовой.
- Проверяйте краны в местах общего пользования после каждой перемены.
- Следите за исправностью бачков в туалетах, чтобы не вытекало лишней воды.
В результате реализованных действиях по уменьшению потребления воды в учреждении образования расход потребление воды снизился из-за своевременного ремонта и замены кранов, сантехники в туалетах, из-за экономичного расхода воды во время мытья рук, использования сменной обуви.