Государственное учреждение образования

"Краснопольская средняя школа имени С.И.Жукова Россонского района"

211474, аг.Краснополье, ул.Ф.Скорины, д.15
Тел./факс: 802159 5 76 84
E-mail: kras-sh@rossony-roo.gov.by
Карта проезда

Отдел по образованию Россонского районного исполнительного комитета

Версия для слабовидящих

Раздел III. "Водосбережение" 2022/2023

3.2. Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования и составить план действий по ее сбережению.

Цель: составить план действий по сбережению воды в учреждении образования.

Задачи:

изучение направлений использования воды в учреждении образования;

провести анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования с сентября по ноябрь 2022;

согласовать с администрацией, довести до сведения педагогам, сотрудникам план действий по сбережению воды в учреждении образования.

Дата выполнения:  сентябрь – ноябрь 2022

 

Участники: учащиеся 3 и 7 классов

Количество участников: 12 человек

Список учащихся:

Герасимова Василиса

Кондратенок Екатерина

Каралькова Анна

Малашенко Матвей

Петроченко Иван

Рыхлова София

Самусенко Дарья

Хмелёва Варвара

Шперх Андрей

Кононов Милан

Калач Денис

Лапковский Вячеслав

 

Отчёт по результатам изучения эффективности использования воды в учреждении образования   

         Потери воды в учреждении образования могут быть:

  • при неисправностях сантехники.
  • при мытье рук с сильным напором воды и оставлении водопроводного крана открытым;
  • при нерациональном использовании слива воды в туалете;

Учащиеся осмотрели систему водоснабжения в учреждении образования

 

 

Поломок водоснабжения не обнаружено.

    Учащиеся изучили использование воды  в учреждении образования при мытье рук.

 

 

Выявлено, что учащиеся после использования  закрывают водопроводный кран, но не все моют руки при небольшом напоре воды.

Составлен план действий по сбережению воды.

План согласован с администрацией, доведён до сведения педагогам, сотрудникам, обучающимся.

    ПЛАН

действий по сбережению воды в учреждении образования

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

  1.  

Организация работы по информированию учащихся о значении и о рациональном использовании воды (проведение воспитательных мероприятий, классных часов, акций)

Сентябрь –

май

1–11 класс

Хмелёва В. В.

  1.  

Осуществление деятельности команды «Капитошка»

Сентябрь –

май

3 класс

Хмелёва В. В.

  1.  

Изучение потребления воды в учреждении образования

Сентябрь –

 октябрь

3,7 классы

Хмелёва В. В.

  1.  

Анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования и составление плана действий по её сбережению

Ноябрь

3,7 классы

Хмелёва В. В.

  1.  

Изучение действенных способов по рациональному использованию воды

Декабрь

3 класс

Хмелёва В. В.

  1.  

Изучение потребления воды дома

Январь –

февраль

3–7 классы

Хмелёва В. В.

  1.  

Разработка семейных памяток по рациональному использованию воды и ее сбережению дома

Март

3 класс

Хмелёва В. В.

  1.  

Мониторинг эффективности выполнения плана

Май

3 класс

Хмелёва В. В.

3.1 Провести изучение потребления воды в учреждении образования

Задание 3.4 Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и её сбережению дома

Задание 3.3 Выполнить план действий по рациональному использованию воды в учреждении образования, провести мониторинг эффективности этих действий

Раздел III. "Водосбережение" 2021/2022

3.2. Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования и составить план действий по ее сбережению

Цель:  разработать план действий, направленный на сбережение воды в
учреждении образования с сентября по ноябрь 2021.

Задачи:
провести исследование рационального использования воды в учреждении образования;
разработать план действий по сбережению воды в учреждении образования;
план действий по сбережению воды в учреждении образования согласовать с администрацией, довести до сведения педагогам, хозяйственным службам, родителям.

Участники:учащиеся 10 класса
Количество участников: 8 человек
Список учащихся:
Амельченко Анна
Белисова Дарья
Грунько Виктор
Житний Касьян
Коптелёв Артём
Лапковский Владислав
Самкович Сергей
Усович Леонтий

Отчёт по результатам изучения эффективности использования воды в учреждении образования

         

    Учащиеся повторно осмотрели системы водоснабжения в учреждении образования.


        

 

Установлено, что потери воды в учреждении образования могут быть

  • при неисправностях сантехники,
  • при мытье рук с сильным напором воды,
  • при нерациональном использовании слива воды в туалете.

 

Поломок водоснабжения не обнаружено.

Составлен план действий по сбережению воды. 

План согласован с администрацией, доведён до сведения педагогов, хозяйственных служб, обучающихся.

 

ПЛАН

действий по сбережению воды в учреждении образования

 

№п/п

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

Снятие новых показаний с приборов учёта воды в учреждении образования

Сентябрь-ноябрь

10 класс

Житняя М.П.

Изучение потребления воды в учреждении образования

Сентябрь-ноябрь

10 класс

Житняя М.П.

Повторный осмотр системы водоснабжения в учреждении образования

Сентябрь

10 класс

Житняя М.П.

Обработка и анализ полученных данных

Октябрь

10 класс

Житняя М.П.

Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования и составить план действий по её сбережению

Октябрь

10 класс

Житняя М.П.

Изучение действенных способов рационального использования воды, сберегающих технологий в быту

Ноябрь

10 класс

Житняя М.П.

Провести мероприятия с учащимися 5-6, 7-8 классов «Вода – самый ценный дар природы»

Декабрь

5-8 классы

Житняя М.П.

Федотова О.В.

Повторно провести изучение потребления воды дома

январь

5-8 классы

Житняя М.П.

Карасёва С.В.

Обновить семейные памятки по рациональному использованию воды и её сбережению дома

февраль

5-8 классы

Житняя М.П.

Карасёва С.В.

Федотова О.В.

Проведение информационного часа к 22 марта – Всемирному дню воды «Голубые кружева Беларуси»

март

5-9 классы

Житняя М.П

Продолжить работу патруля «Хранители воды» (проверка исправности кранов, канализации, рационального использования воды)

апрель

5-9 классы

Житняя М.П

Обновление и размещение памяток в местах водопотребления

апрель

5-9 классы

Житняя М.П

Мониторинг эффективности выполнения плана

май

10 класс

Житняя М.П

 

Задание 3.1. Провести изучение потребления воды в учреждении образования

Цель:  изучить потребление воды в учреждении образования с сентября по ноябрь 2021.

Задачи:

проанализировать эффективность использования воды в учреждении образования;

разместить на сайте учреждения образования информацию о потреблении воды.

Участники: учащиеся 10 класса

Количество участников: 8 человек

Список учащихся:

  1. Амельченко Анна
  2. Белисова Дарья
  3. Грунько Виктор
  4. Житний Касьян
  5. Коптелёв Артём
  6. Лапковский Владислав
  7. Самкович Сергей
  8. Усович Леонтий

 

Отчёт по результатам изучения потребления воды в учреждении образования

 

В ГУО «Краснопольская детский сад-средняя школа Россонского района» установлен 1 прибор учёта воды, который расположен в цокольном этаже здания.

Учащиеся на протяжении трёх месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь) снимали новые показания с приборов учёта потребление воды.

Учащиеся изучили места потребления воды в учреждения образования.

Места потребления воды в учреждении образования:

  • санузлы;
  • умывальники;
  • столовая, кухня;
  • вестибюль;
  • вспомогательные помещения (лаборантские кабинетов технического труда и химии).

 

В ходе исследований было подсчитано количество кранов и других источников воды:

 

Кранов:   24                     Других источников (унитазы): 15

 

Установлено количество мест потребления воды на каждом этаже.

1 этаж – 21 место потребления воды (наибольшее количество воды употребляется в столовой);

2 этаж -9 мест потребления воды (в основном санузлы);

3 этаж -9 мест потребления воды(в основном санузлы).

 

Режим работы мест потребления воды (1 этаж): 7:00 – 16:00;

Режим работы мест потребления воды (2 этаж): 7:00 – 16:00;   

Режим работы мест потребления воды (3 этаж): 7:00 – 16:00.

 

Учащимися был проведён мониторинг потребления воды на бытовые нужды:

 

Мероприятия

Ежедневно

За неделю

За месяц

Мытьё посуды

235 л

1175 л

4700 л

Приготовление пищи

151 л

755 л

3020 л

Мытьё полов

677 л

3385 л

13540 л

Всего

997 л

5315 л

21260 л

 

Учитывая количество учащихся (131), педагогов (22) и техперсонала (14), находящихся в учреждении образования и пользующихся водой, установлено приблизительное потребление воды:

 

Употребление воды на одного человека при однократном использовании

Ежедневно

За неделю

За месяц

Питьё воды 0,2 л

33,4 л

167 л

668 л

Мытьё рук 0,5 л

74 л

370 л

1480 л

Посещение туалета 5 л

212 л

1060 л

4240 л

Всего

319,4 л

1597 л

6388 л

 

За сутки расход воды составляет примерно 1316 литров. Учитывая всех учащихся, педагогический состав, администрацию и рабочий персонал, в неделю на 1 человека приходится 39,5 литра воды в среднем. Таким образом, на 1 человека в сутки приходится 7,9 литра воды.

 График потребления воды в основном здании за сентябрь-ноябрь в м3

Из графика видно, что самые низкие показатели расхода воды приходятся на сентябрь, когда погода была сухая и на мытьё полов тратилось меньше воды. Большое количество воды потребляется в будние дни, когда осуществляется учебный процесс в полном объёме и работает школьная столовая, а также во время проведения генеральных уборок и мытья окон при переходе на другой сезон.

Наибольшее количество воды в учреждении образования используется для санитарно-гигиенических мероприятий (влажная уборка кабинетов, спортзала, коридоров и других помещений). Значительная часть воды потребляется для использования санузлов, мытья посуды.

Задание 3.3.Выполнить план действий по рациональному использованию воды в учреждении образования провести мониторинг эффективности этих действий

 

Цель:  анализ изменения ситуации по потреблению воды в учреждении образования и оценка эффективности проводимых мероприятий с ноября 2021 по май 2022.

Задачи:

уменьшить количество потребляемой воды в учреждении образования

проанализировать изменения ситуации по потреблению воды в учреждении образования;

составить отчет о реализованных действиях по уменьшению потребления воды в учреждении образования и их результатах;

отчет разместить на сайте учреждения образования.

Участники: учащиеся 5-6, 7-8, 9-10 классов

Количество участников: 65 человек

Список учащихся:

  1. Амельченко Анна
  2. Белисова Дарья
  3. Грунько Виктор
  4. Житний Касьян
  5. Коптелёв Артём
  6. Лапковский Владислав
  7. Самкович Сергей
  8. Усович Леонтий
  9. Божова Виолета
  10. Бондарева Вероника
  11. Жуков Матвей
  12. Калач Денис
  13. Кононова Алина
  14. Кононов Милан
  15. Лапковский Вячеслав
  16. Паметникова Полина
  17. Тихенький Илья
  18. Чернобай Снежана
  19. Щемелёв Виктор
  20. Ашева Альбина
  21. Байков Даниил
  22. Грибанова Валерия
  23. Грунько Даниил
  24. Иваненко Ренат
  25. Йассейн Мария
  26. Ковалёв Дмитрий
  27. Лазаренко Андрей
  28. Лисовский Илья
  29. Михайлов Дмитрий
  30. Паращук Юлия
  31. Предкель Дмитрий
  32. Печёнкин Никита
  33. Рыцерева Юлия
  34. Самкович Олег
  35. Шперх Сергей
  36. Черепович Валерия
  37. Чернобай Снежана
  38. Чикунова Мария
  39. Щемелёва Алина
  40. Амельченко Елизавета
  41. Байков Глеб
  42. Герасимов Глеб
  43. Кривошеева Яна
  44. Кролл Захар
  45. Обманщикова Ольга
  46. Пудов Алексей
  47. Савченко Юлия
  48. Сапрончик Константин
  49. Свердлова Полина
  50. Студенкова Алина
  51. Федоренко Татьяна
  52. Щемелёва Александра
  53. Яковлева Софья
  54. Баньков Кирилл
  55. Герасимов Константин
  56. Калач Андрей
  57. Луферова Диана
  58. Минина Алина
  59. Обманщикова Полина
  60. Пашков Семён
  61. Ротаева Диана
  62. Савченко Владимир
  63. Сапрончик Дмитрий
  64. Сидорова Алина
  65. Студенкова Алиса

 Учащиеся 10 класса с сентября по ноябрь 2021 года согласно плану на протяжении сентября-ноября 2021 года сняли новые показания с приборов учёта воды в учреждении образования, изучили потребление воды в учреждении образования, осмотрели системы водоснабжения, обработали и проанализировали полученные данные, провели анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования. А также изучили способы рационального использования воды, сберегающих технологий в быту.

С учащимися 5-6, 7-8 классов в декабре 2021 года проведены мероприятия «Вода – самый ценный дар природы»

Мероприятие «Вода – самый ценный дар природы» в 5-6 классах

Цель: воспитать бережливое отношение к воде.

Задачи:

  1. Показать значение воды в жизни человека.
  2. Воспитать рачительное отношение к пресной воде.
  3. Формировать ценностное отношение к своему здоровью.

4. Убедить учащихся в необходимости беречь воду, формировать привычку делать это ежедневно.

Ход мероприятия

1. Сообщение темы.

- Тему нашего мероприятия вы назовёте сами после того, как отгадаете загадки. Сначала отгадывает 5 класс, если не отгадают – им помогает 6-ой класс.

Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает,
Что водою слёзы льёт?
Ну, конечно, это-...(лёд.) 

 

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.

(Снег)

 

Сквозь густую пелену
Ничего я не пойму.
Дом, деревья, водоем
Серый гость накрыл плащом.
(Туман)

 

Утром капельки воды
На траве увидишь ты,
В каплях лепестки цветов,
В каплях листики кустов.
Пьёт из капельки оса.
Эти капельки — (роса).

 

Он бывает очень сильный,
Поливает всех обильно.
Из ведра как - будто льется!
Проливным тогда зовется.
Есть грибной - полезный очень,
И слепой есть, между прочим.
Иногда ж простым бывает.
Кто быстрее отгадает
Эту трудную загадку?
Что стучит в окно украдкой?
(Дождь)

 

Что за лёд в жару из тучи
Вниз летит ежом колючим,
Оставляя белый след?
Урожаю это - вред!

(Град)

 

В белом бархате деревня - 

И заборы и деревья. 

А как ветер нападет, 

Этот бархат опадет. 

(Иней)

 

На морозе - из гусара,

Вечером – из самовара.

(Пар)

 

Пушистая лошадка,
А может бегемот,
А может просто ватка
Над нами вдаль плывет.
(Облака)

- Загадки вы отгадали. А теперь назовите одним словом все отгадки. Град, роса, туман, иней, снег и дождь, всё это - …(вода). Что вы знаете о воде?

2. Три состояния воды.

-Вода – настоящее чудо природы. Первое чудесное свойство воды мы только что заметили в загадках. Это способность воды существовать в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном. Какие явления природы отнесём к твёрдому состоянию воды? (Иней, лёд, снег, град). К жидкому? (Дождь, роса). К газообразному? (Туман, пар, облака). Все остальные в природе существуют только в одном или двух состояниях: жидком и твёрдом, жидком и газообразном. И только вода имеет три состояния без участия человека.

3. Вода – источник жизни.

- Сегодня ни для кого не секрет, что жизнь на Земле зародилась в воде.

Вода необходима для жизни всех без исключения одноклеточных и многоклеточных живых существ на Земле.

Она является важнейшим веществом для их жизни. Если без пищи человек может прожить от 2-х до 6-ти недель, без воды - всего от 1 до 6 дней, в зависимости от условий, в которых он будет находиться. А некоторые организмы не проживут без воды и нескольких минут. Почему? Потому что организм человека в здоровом состоянии содержит огромное количество воды.

Поэтому, когда спасатели находят под завалами людей, пролежавших там несколько дней, их сразу начинают поливать водой. Таким образом через кожу организм получает воду.

4. Количество суши и воды.

Около 71 % поверхности Земли покрыто водой. Где можно найти воду? (океаныморяозёрареки, болота, льды). Часть воды находится в облаках и в грунте. А ещё ледники и ледяные шапки  Антарктиды и Гренландии.

5. Охрана.

На диаграмме мы видим, что вода занимает большую часть Земли, чем суша. Более того, количество воды на Земле всегда остаётся неизменным. Однако, вы часто слышите о том, что нужно беречь воду. Как вы думаете, почему необходимо охранять, беречь воду? (Ответы детей).

6. Количество питьевой (пресной) и соленой воды.

Бо́льшая часть земной воды — солёная, непригодная для сельского хозяйства и питья. Доля пресной составляет около 2,5 %, причём огромное количество этой воды (98,8 %) находится в ледниках и грунтовых водах. И лишь мизерное количество (менее 0,3 %) пресной воды содержится в реках, озёрах и атмосфере, и ещё меньшее количество (0,003 %) находится в живых организмах.

Во многих регионах Земного шара жители испытывают постоянную нехватку питьевой воды. Воду необходимо беречь. Как вы думаете, заботятся ли жители нашей страны об охране водных ресурсов? Как они это делают? Кто из вас старается беречь воду? Как вы это делаете?

7. Использование воды.

Все мы привыкли к лёгкой доступности воды. Не проходит ни одного дня, чтобы мы не пользовались водой. Вспомните, для чего нужна нам вода? (Ответы детей)

В чём же заключается ещё одна уникальность воды? В том, что все мы нуждаемся в воде ежедневно.

8. Какая бывает вода.

А сейчас предлагаю вам подобрать к слову вода как можно больше признаков, т. е. ответить на вопрос: какая бывает вода? Сначала отвечают учащиеся 5 класса, затем – 6 класса «цепочкой».

- Мягкая и жёсткая;

- лёгкая и тяжёлая; сверхтяжёлая;

- морская;

- пресная;

- дождевая;

- подземная;

- минеральная;

- солоноватая;

- питьевая;

- водопроводная;

- дистиллированная (очень чистая, очищенная от любых примесей);

- сточные воды;

- ливневая или поверхностные воды;

- апирогенная (для инъекций);

- живая и мёртвая;

- святая;

- структурированная;

- талая;

- родниковая.

А также: чистая, грязная, прозрачная, мутная, речная, холодная, горячая, теплая, ледяная, сладкая, вкусная.

9. Чудесные свойства воды.

Сегодня некоторые учёные приписывают воде множество чудесных свойств. Кто-то в них верит, кто-то – нет. Например, многие верят в волшебную силу святой воды, в её целебные свойства. Другие утверждают, что у воды есть память, и она чувствует положительную и отрицательную энергию человека. Но никто не станет спорить с тем, что чистая вода необходима для здоровья.

Подведём итог. Вода - важнейшее вещество на Земле, без которого не проживёт ни один живой организм от крошечной бактерии до огромного кита. Вода нуждается в бережливом отношении. Чистая вода – источник хорошего здоровья.

Мероприятие «Вода – самый ценный дар природы» в 7-8 классах

Цель: воспитать бережливое отношение к воде.

Задачи:

Показать значение воды в жизни человека. Воспитать рачительное отношение к пресной воде Формировать ценностное отношение школьников к своему здоровью Содействовать развитию навыков совместной деятельности.

Ход мероприятия

Учитель: “Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь...”. Антуан де Сент-Экзюпери

Вода – самое распространённое неорганическое соединение на нашей планете. Вода - основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в главном движущемся процессе на Земле - фотосинтезе. В последнее время возник острый дефицит пресной воды. Уже сейчас около трети Земли испытывает недостаток в чистой пресной воде. Возникший дефицит воды связан также с загрязнением водоёмов промышленными и бытовыми стоками.

Учитель: Мы каждый день сталкиваемся с водой, но задумываемся ли мы о ней? Можем ли мы прожить без чистой воды хотя бы день? Рационально ли мы используем ценный природный ресурс? Как надо относиться к воде?

Обучающийся:

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся
Средь высоких, стройных елей,
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!

Учитель: Каждый из нас выпивает 2-4 литра воды в сутки. Но большая часть воды поступает в наш организм с пищей. Например, для производства 1кг говядины требуется около 100000 литров воды, а 1 кг пшеницы “обходится” в 1500 литров (смотреть данные таблицы) Таким образом, можно сделать вывод, что одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство.

Обучающийся:

Я хочу рассказать о функциях воды в нашем организме.

Регулирует температуру тела.

Обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ ко всем клеткам.

Помогает преобразовывать пищу в энергию.

Помогает усваиваться питательным веществам.

Защищает жизненно важные органы.

Выводит шлаки и отходы продуктов жизнедеятельности.


         Обучающийся:

Организм человека не только потребляет воду, но ещё и выводит, поэтому необходимо постоянно восстанавливать баланс воды в организме. В сутки человек теряет 2-2,5 литров воды. Только при дыхании человек теряет в среднем более 300 грамм воды. Человек очень остро ощущает изменение содержания воды в своём организме. При потере воды в количестве 2% - появляется чувство жажды, 6-8% - полуобморочное состояние, 10% - галлюцинации, нарушение глотания, 10-20% опасно для жизни. Таким образом, иметь необходимое количество чистой питьевой воды – обязательное условие жизни человека.

Учитель: Ребята, задумывались ли вы, как мы расходуем воду?

Дело в том, что мы привыкли, что в нашей стране избыток водных ресурсов. Беларусь принадлежит к числу стран, наиболее обеспеченных водными ресурсами, стоимость воды у нас одна из самых низких в мире, поэтому мы относимся не экономно к воде, не бережём свои ресурсы, беспечно относимся к ним.

К чему может привести такое безответственное поведение?

При обилии водоёмов на нашей планете, запасы пресной воды, пригодной для питья, ограничены. Сегодня мировая потребность в воде уже превышает половину среднегодового стока всех рек Земли. Нехватку воды испытывает более 2,5 миллиардов людей. С ростом и развитием городов и производств дефицит будет увеличиваться. И однажды мы тоже можем оказаться в ситуации, когда жажда станет нашим привычным состоянием.

А что можем сделать мы?

Вот нехитрые правила, соблюдение которых позволит обеспечить водой наших потомков:

Закрывайте кран во время чистки зубов. Вовремя устраняйте протечки. Не выливайте в канализацию токсичную бытовую химию (растворители, очистители) и лекарственные препараты. Не используёте токсичные удобрения в саду. Не разбрасывайте мусор вокруг водоёмов. Старайтесь мыть машину на специализированных мойках, где применяется система многократного использования воды

Учитель: Я предлагаю всем викторину. На вопросы легко ответит тот, кто был активным и внимательным сегодня, кто много читает и умеет слушать.

Викторина “Вода для жизни”

1. Какое количество имеющейся на земном шаре воды годится для потребления человеком?

А -0,25 % Б - 2,5% В – 25%

2. В каком озере находится пятая часть пресной воды всей планеты?

3. На какой вид человеческой деятельности затрачивается самое большое количество воды?

А – личная гигиена

Б – приготовление пищи

В – орошение

4. Сколько литров воды в день использует городской житель, если ему необходимо принять душ, помыть посуду, постирать одежду, спустить воду в туалете и т. д. ?

А – 2 – 5 литров Б – 100-300 литров В – 1000-1500 литров

5. Представьте, что из вашего крана капает вода. Сколько воды теряется из-за такого неисправного крана в сутки?

А - примерно 100 литров воды

Б - примерно стакан воды

В – примерно 6 литров воды

6. На изготовление чего используется больше всего воды?

А – шерсти

Б – пива

В – бумаги

7. Сколько литров воды понадобится, чтобы вырастить килограммового цыплёнка?

А – 3,5 литра

Б – 3500 литров

В – 70, 00 литров

8. Сколько литров воды понадобится, чтобы вырастить 1 кг риса и 1 кг говядины?

А – 1 кг риса: 19 л / 1 кг говядины : 100 л

Б - 1 кг риса: 190 л/ 1 кг говядины : 1000 л

В – 1 кг риса : 1900 л/ 1 кг говядины : 100000 л

9. Сколько людей во всём мире не имеют доступа к безопасным источникам воды?

А – 400 миллионов

Б – 1 миллиард

В – 4 миллиарда

Ответы:

1. Лишь около 0,25% всей воды на земном шаре может быть использовано для удовлетворения человеческих потребностей.

Факт: 90% всей пресной воды содержится в ледниках и полярных льдах или хранится в водоносных слоях на большой глубине.

2. Озеро Байкал

3. 70% всей воды используется для орошения

4. Объём потребляемой воды жителем города составляет около 300 литров в сутки.+

5. Да, из капающего крана теряется до 100 литров воды в сутки, что примерно равно восьми вёдрам воды.

Факт: если кран будет протекать в течение года, будет потеряно примерно 35000 литров чистой пресной воды.

Для производства 1 литра пива требуется 25 литров воды.

Для производства 1 кг шерсти необходимо 150 литров воды

Для производства 1 кг бумаги требуется 300 литров воды.

7. 3500 литров = 1 кг цыплёнка – бройлера

Факт: Цыплёнок выпивает небольшое количество этой воды. Большая часть воды используется для того, чтобы вырастить для него корм.

8. Чтобы вырастить рис, необходимо примерно 1900 литров воды. Рис – самый большой “водохлёб” из всех зерновых культур. Чтобы получить один кг говядины, требуется огромное количество воды - 100000 литров.

Факт: животные выпивают небольшую часть этой воды, большая её часть используется для выращивания для них корма.

9. Да, в конце 1999 г. около миллиарда человек не имели доступа к безопасным источникам воды.

Факт: 2,4 миллиарда не имело доступа к современным санитарно-техническим сооружениям. Это составляет более 1\3 всего населения земного шара.

Учитель: Для того чтобы сохранить водные богатства Земли необходимо каждому из нас бережно относится к воде. Не проходите мимо открытого крана, экономьте воду, не загрязняйте водоёмы. И эти простые меры помогут сохранить воду на нашей планете.

Проходят эры – миллионолетья,

Земля живет и будет жить всегда,

Пока в артериях ее не иссякает

Источник Жизни – Чистая вода…

Информационный час

к 22 марта ­ Всемирному дню воды.  

«Голубые кружева Беларуси»

 

Цель: ознакомление учащихся  с  особенностями всемирного дня воды как   мирового   события,   водными   ресурсами   Беларуси,  проблемами   водных ресурсов и возможными путями их решения.

Задачи: способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения  к водным ресурсам; формировать негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к воде и водным ресурсам. 

Ожидаемые результаты: бережное отношение учащихся к родной природе, участие в природоохранных мероприятиях и акциях.

Оборудование и материалы: мультиборд, презентация.

Ход информационного часа.

Озвучивание темы информационного часа

Ведущий   1.  22   марта   отмечается   Всемирный   день   воды   и   водных ресурсов. А задача у этого мероприятия очень простая — привлечь внимание всего человечества к вопросам  освоения   и   сбережения   воды и водных ресурсов. 

Сейчас население Земли составляет семь миллиардов человек, к 2050 г. количество жителей планеты увеличится еще на два миллиарда.Специалисты не исключают, что к середине XXI века дефицит пресной воды станет одной из важнейших проблем человечества. По прогнозам ООН, более половины  населения Земли к 2025 году будет страдать   либо от нехватки воды,   либо   от ее избытка в виде наводнений. Потенциальный дефицит  пресной  воды   уже в 2050 году оценивается в 2 миллиарда кубометров в год.

Ведущий 2.  А достаточно ли воды в Беларуси?  Количество рек у нас составляет 20781, озер – 10780, действующих водохранилищ – 153. Водообеспеченность общими водными ресурсами на планете представлена в таблице.

Реки Беларуси относятся  к  бассейнам  двух   морей – Балтийского и Черного и разделены водоразделом этих морей.К бассейну Балтийского моря относится 43%, а к бассейну Черного моря – 57% территории Беларуси. Естественные ресурсы подземных вод оцениваются примерно в 18 куб. км.

Ведущий 3. Более   70%   всех   имеющихся   ресурсов   пресной   воды используется в сельскохозяйственных целях, 60% этой воды испаряется или возвращается в реки и подземные воды. К примеру, испарение за 1 сутки с территории   Республики Беларусь составляет в июне-­июле (самые жаркие месяцы года) примерно 4 мм. или – 1.2 таких водоемов как оз. Нарочь. Что же такое вода?

Давайте представим, что у нас в гостях специалисты из разных отраслей науки. Давайте выясним, что же такое вода с точки зрения химии, географии, биологии и физики. 

Химик: Химическая формула «Н2О» это единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует в трёх агрегатных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Вода – универсальный растворитель.  Любая природная вода  –  раствор.

Питьевая вода из разных источников может иметь разный химический

состав, что сказывается на её вкусе. Например, все знают, что вода в море соленая.

Географ: Основные запасы воды сосредоточены на Земле в морях и океанах – около 1,4 млрд. км³. Пресная вода находится в ледниках – около  2 млн.  км³. Большинство пресной  воды  сконцентрировано  в  ледниках  Антарктиды и Гренландии. Третий по величине источник воды – подземные  воды. Они проходят на глубине 150­ 200 м.  Общий их объём  приблизительно в 100 раз больше объёма поверхностных пресных вод  рек, озёр, болот. В атмосфере содержится около 14 тыс. км³ водяного пара.  Вода входит в состав многих минералов, в частности глин. 

Биолог:   Вода составляет 90% всей массы всех живых организмов на Земле. Эмбрион человека на 97% состоит из воды, а у новорожденного его количество равно 77% от массы всего тела. К 50­ти годам количество воды в теле человека сокращается до 60%.  Ежесуточно   человек   при   дыхании   выделяет   0,4   л.   через   кожу   при потении – 0,6 л. Через почки – 1­1,5 л воды, т.е. всего – 2. 5 л. воды.  Потеря   воды   ведет   к   жажде,   человек утоляет её, потребляя почти столько же воды. Следовательно,  взрослый человек, весом 70 кг. В течении жизни (60­70 лет)  потребляет  64 т. Воды, т.е. в 1000 раз больше собственной массы.  При этом вода  в организме сменяется в среднем за 17 дней. 

Физик: Температуры плавления и кипения воды соответствуют 0º и 100º по шкале   Цельсия. В XVIII веке вода послужила эталоном для выбора единицы   массы.   Массе   1   см³   воды   было   приписано   значение 1 г, следовательно, плотность воды = 1 г/см³. Вода обладает наибольшей  среди  всех веществ теплоемкостью, равной 4,2 кДж.  Вода – очень плохой   проводник   электричества. Но уже небольшое количество примесей  резко увеличивают её электропроводность.

Журналист: Интересные факты о воде: 

1. Вода – единственное вещество на земле, встречающееся в трех естественных состояниях – твердом, жидком и газообразном.

2. Если бы все люди употребляли в пищу и использовали на корм скоту растительность морей и океанов, то пищи было бы достаточно для 290 миллиардов человек.

3. Вода   составляет   80%   массы   тела   ребенка   и   70%   массы   тела взрослого человека.

4. За   счет   Мирового   океана   в   атмосферу   поступает   до   50% кислорода и 82% влаги.

5. В   озерах   сосредоточено   более   26   тысяч     метров     кубических пресных вод.

6. Полный   цикл   круговорота   воды   в   атмосфере   продолжается   10 дней, в реках – 20 дней, озерах и водохранилищах – 7 лет, океане – 3000 лет.   Каково   же   качество   поверхностных   и   подземных   вод?   Влияние сбросов сточных вод от промышленности городов и животноводческих комплексов,   загрязняющие   вещества,   поступающие   с   атмосферными осадками, радионуклиды.

Ведущий   1:  Во   всем   мире   происходит   загрязнение   пресных   вод. Ежегодно   в   водные   бассейны   попадают   тысячи   химических   веществ   с непредсказуемым действием,  многие из которых  представляют  собой новые химические   соединения.   В   воде   могут   быть   обнаружены   повышенные концентрации токсичных тяжелых металлов: кадмия,  ртути,  свинца, хрома, ­ пестициды, нитраты и фосфаты, нефтепродукты.   Как   известно,   ежегодно   в   моря   и   океаны   попадает   до   12   млн   тонн нефти. С атомных электростанций в круговорот воды в природе попадают радиоактивные отходы.  Сброс   неочищенных   сточных   вод   в   водные   источники   приводит   к микробиологическим загрязнениям воды.  По   оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 80 % заболеваний в мире вызваны неподобающим качеством и антисанитарным состоянием воды.

Что же можно сделать, чтобы защитить воду?  (Ответы детей)

Викторина.

1.   В   каких   физических   состояниях   встречается   вода   в   природе? (Газообразном – пар, жидком ­ вода, твердом – лёд).

2.  Как называется вода, вытекающая из­под земли? (Родник, ключ).

3. Назовите   естественные   водоемы,   искусственные   водоемы.  (Реки,    моря, озёра   –   естественные.   Каналы,   пруды,   ставки,   водохранилища   – искусственные.)

4. Самая длинная река мира? (Нил – 6670 км).

5.  Самое глубокое озеро мира? (Байкал, 1620 м).

6. Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд).

7.Чем объяснить богатство растительного и животного мира по  берегам рек   и   озер? (Хорошие   условия   для   жизни:   достаточно   тепла,   света, кислорода, пищи).

8.Какие две рыбы, «обитающие» в разных сказках, исполняют  желания, поймавших их людей? (Золотая рыбка и щука).

9. Назовите самую большую реку в Беларуси (Днепр).

Ведущий 3: Воду нужно беречь! Это должен понять и запомнить  каждый! 

В апреле 2022 года продолжил работу патруль «Хранители воды», который контролировал исправности кранов, канализации, рациональное использование воды.

 

Памятка по рациональному использованию воды в школе

  1. Закрывайте кран, если не используете воду.
  2. Используйте воду только тогда, когда это действительно необходимо.
  3. Обращайте внимание, не течет ли вода зря из водопроводного крана.
  4. Выключайте воду за младшими школьниками.
  5. Во время мытья рук делай струю воды небольшой.
  6. Если заметили неисправность бачков в туалетах, кранов сообщите взрослым.
  7. Используй сменную обувь, чтобы меньше пачкать полы.

 

В результате реализованных действиях по уменьшению потребления воды в учреждении образования расход потребление воды снизился из-за своевременного ремонта и замены кранов, сантехники в туалетах, из-за экономичного расхода воды во время мытья рук, использования сменной обуви.

Раздел III. "Водосбережение" 2020/2021

Цель:   сформировать навыки водосбережения.

Задачи: изучить структуру водопотребления в семье и учреждении образования;

провести анализ ситуации по эффективности использования воды в школе и учреждении образования,  составить и реализовать план действий по водосбережению в учреждении образования.

Задание 3.1. Провести изучение потребления воды в учреждении образования

Цель:  изучить потребление воды в учреждении образования 

Задачи: проанализировать эффективность использования воды в учреждении образования;

на схематическом плане здания учреждения образования указать места потребления воды;

разместить составленные схемы в общедоступном месте;

разместить на сайте учреждения образования информацию о потреблении воды.

Дата выполнения:сентябрь-ноябрь 2020.

Участники: учащиеся 9 класса

Количество участников: 11 человек

Список учащихся:

  1. Амельченко Анна
  2. Белисова Дарья
  3. Грунько Виктор
  4. Житний Касьян
  5. Коптелёв Артём
  6. Купришина Ангелина
  7. Лапковский Владислав
  8. Рудак Диана
  9. Самкович Сергей
  10. Слизень Виктория
  11. Усович Леонтий

 Отчёт по результатам изучения потребления воды в учреждении образования

 В ГУО «Краснопольская детский сад-средняя школа Россонского района» установлен 1 прибор учёта воды, который расположен в цокольном этаже здания.

Учащиеся узнали где находится прибор учета воды, как и когда, снимаются показания прибора, в каких единицах измеряется потребление воды.

Учащиеся отметили на схемах этажей здания учреждения образования места потребления воды.

 

 

 Схемы были размещены в общедоступном месте

Места потребления воды в учреждении образования:

санузлы;

умывальники;

столовая, кухня;

вестибюль;

вспомогательные помещения (лаборантские кабинетов технического труда и химии).

 

 

 

 

 

 

 В ходе исследований было подсчитано количество кранов и других источников воды:

 Кранов:   26                      Других источников (унитазы): 15

 Установлено количество мест потребления воды на каждом этаже.

1 этаж – 21 место потребления воды (наибольшее количество воды употребляется в столовой);

2 этаж -10 мест потребления воды (в основном санузлы);

3 этаж -10 мест потребления воды(в основном санузлы).

 Режим работы мест потребления воды (1 этаж): 7:00 – 16:00;

Режим работы мест потребления воды (2 этаж): 7:00 – 16:00;   

Режим работы мест потребления воды (3 этаж): 7:00 – 16:00.

 Учащимися был проведён мониторинг потребления воды на бытовые нужды:

Мероприятия

Ежедневно

За неделю

За месяц

Мытьё посуды

240 л

1200 л

4800 л

Приготовление пищи

154 л

770 л

3080 л

Мытьё полов

680 л

3400 л

13600 л

Всего

1074 л

5370 л

21480 л

 

Учитывая количество учащихся (132), педагогов (22) и техперсонала (14), находящихся в учреждении образования и пользующихся водой, установлено приблизительное потребление воды:

 

Употребление воды на одного человека при однократном использовании

Ежедневно

За неделю

За месяц

Питьё воды 0,2 л

34 л

170 л

680 л

Мытьё рук 0,5 л

75 л

375 л

1500 л

Посещение туалета 5 л

215 л

1075 л

4300 л

Всего

324 л

1620 л

6480 л

За сутки расход воды составляет примерно 1398  литров. Учитывая всех учащихся, педагогический состав, администрацию и рабочий персонал, в неделю на 1 человека приходится 41,5 литра воды в среднем. Таким образом, на 1 человека в сутки приходится 8,3 литра воды.

 График потребления воды в основном здании за сентябрь-октябрь в м3

 

 Из графика видно, что самые низкие показатели расхода воды приходятся на ноябрь– время праздничных дней и каникул. Большое количество воды потребляется в будние дни, когда осуществляется учебный процесс в полном объёме и работает школьная столовая, а также во время проведения генеральных уборок и мытья окон при переходе на другой сезон.

 

  Наибольшее количество воды в учреждении образования используется для санитарно-гигиенических мероприятий (влажная уборка кабинетов, спортзала, коридоров и других помещений). Значительная часть воды потребляется для использования санузлов, мытья посуды.

3.2. Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования и составить план действий по ее сбережению

 Цель:  разработать план действий, направленный на сбережение воды в учреждении образования.

Задачи: провести исследование рационального использования воды в учреждении образования;

разработать план действий по сбережению воды в учреждении образования;

план действий по сбережению воды в учреждении образования согласовать с администрацией, довести до сведения педагогам, хозяйственным службам, родителям.

Дата выполнения:  сентябрь-ноябрь 2020

Участники: учащиеся 9 класса

Количество участников: 11 человек

Список учащихся:

  1. Амельченко Анна
  2. Белисова Дарья
  3. Грунько Виктор
  4. Житний Касьян
  5. Коптелёв Артём
  6. Купришина Ангелина
  7. Лапковский Владислав
  8. Рудак Диана
  9. Самкович Сергей
  10. Слизень Виктория
  11. Усович Леонтий

 Отчёт по результатам изучения эффективности использования воды в учреждении образования

 Учащиеся обследовали места потребления воды.

 

 

 

Установлено, что потери воды в учреждении образования могут быть

при неисправностях сантехники,

при мытье рук с сильным напором воды,

при нерациональном использовании слива воды в туалете.

 Обнаруженные поломки водоснабжения:

1.   Починить краны на кухне, в моечном цеху, в туалете для мальчиков на 1 этаже.

2.   Починить колена умывальника перед столовой, умывальника в туалете для девочек  на 2 этаже.

3.     Отремонтировать унитаз в туалете для мальчиков на втором этаже.

 Об этом было срочно доведено до сведения ответственного лица. 

 

Составлен план действий по сбережению воды. 

План согласован с администрацией, доведён до сведения педагогов, хозяйственных служб, обучающихся.

  ПЛАН

действий по сбережению воды в учреждении образования

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

Снятие показаний с приборов учёта воды в учреждении образования

Сентябрь-ноябрь

9 класс

Житняя М.П.

Изучение потребления воды в учреждении образования

Сентябрь-ноябрь

9 класс

Житняя М.П.

Осмотр системы водоснабжения в учреждении образования

Сентябрь

9 класс

Житняя М.П.

Ознакомление со схематическим планом здания учреждения образования

Сентябрь

9 класс

Житняя М.П.

Обработка и анализ полученных данных

Октябрь

9 класс

Житняя М.П.

Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования и составить план действий по её сбережению

Октябрь

9 класс

Житняя М.П.

Изучение способов рационального использования воды, сберегающих технологий в быту

Ноябрь

9 класс

Житняя М.П.

Провести мероприятия с учащимися 5-6, 7-8 классов «Вода в нашей жизни»

Декабрь

5-8 классы

Житняя М.П.

Федотова О.В.

Провести изучение потребления воды дома

январь

5-8 классы

Житняя М.П.

Карасёва С.В.

10.

Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и её сбережению дома

февраль

5-8 классы

Житняя М.П.

Карасёва С.В.

Федотова О.В.

11.

Проведение информационного часа «22 марта – Всемирный день водных ресурсов»

март

5-9 классы

Житняя М.П

12.

Организация патруля «Хранители воды» (проверка исправности кранов, канализации, рационального использования воды)

апрель

5-9 классы

Житняя М.П

13.

Изготовление и размещение памяток в местах водопотребления

апрель

5-9 классы

Житняя М.П

14.

Мониторинг эффективности выполнения плана

май

9 класс

Житняя М.П

 Задание 3.4. Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома

Цель:  определить эффективность использования воды дома и возможные способы её экономии .

Задачи: провести исследование рационального использования воды дома;

изучить способы экономии воды в домашних условиях;

разработать семейные памятки по рациональному использованию и её сбережению дома.

Дата выполнения: декабрь 2020- февраль 2021

Участники: учащиеся 5-6, 7-8 классов

Количество участников: 59 человек

Список учащихся:

  1. Божова Виолета
  2. Бондарева Вероника
  3. Жуков Матвей
  4. Калач Денис
  5. Карпова Анастасия
  6. Кононова Алина
  7. Кононов Милан
  8. Лапковский Вячеслав
  9. Медвецкий Дмитрий
  10. Паметникова Полина
  11. Тихенький Илья
  12. Чернобай Снежана
  13. Щемелёв Виктор
  14. Ашева Альбина
  15. Байков Даниил
  16. Грибанова Валерия
  17. Грунько Даниил
  18. Иваненко Ренат
  19. Йассейн Мария
  20. Ковалёв Дмитрий
  21. Лазаренко Андрей
  22. Лисовский Илья
  23. Михайлов Дмитрий
  24. Паращук Юлия
  25. Предкель Дмитрий
  26. Печёнкин Никита
  27. Рыцерева Юлия
  28. Самкович Олег
  29. Шперх Сергей
  30. Черепович Валерия
  31. Чернобай Снежана
  32. Чикунова Мария
  33. Щемелёва Алина
  34. Амельченко Елизавета
  35. Байков Глеб
  36. Герасимов Глеб
  37. Кривошеева Яна
  38. Кролл Захар
  39. Обманщикова Ольга
  40. Пудов Алексей
  41. Савченко Юлия
  42. Сапрончик Константин
  43. Свердлова Полина
  44. Студенкова Алина
  45. Федоренко Татьяна
  46. Щемелёва Александра
  47. Яковлева Софья
  48. Баньков Кирилл
  49. Герасимов Константин
  50. Калач Андрей
  51. Луферова Диана
  52. Минина Алина
  53. Обманщикова Полина
  54. Пашков Семён
  55. Ротаева Диана
  56. Савченко Владимир
  57. Сапрончик Дмитрий
  58. Сидорова Алина
  59. Студенкова Алиса

 Отчёт по результатам изучения потребления воды дома

 Образцы результатов изучения структуры потребления воды в домашнем хозяйстве и определения эффективности ее использования:

 

 

 

 

 

  

Памятка по рациональному использованию воды и ее сбережению дома

  1. Плотно закрывайте краны после использования.
  2. Содержите сантехнику в исправности. Насадки-распылители на кранах помогут сократить потребление воды. Проверьте на предмет утечек установленное у Вас сантехническое оборудование, а в случае обнаружения – устраните их, ведь при капающем кране Вы теряете 8000 литров  воды в год, а при протекающем бочке унитаза  напрасно утекает до 260 литров воды в день или до 94900 литров в год.
  3. При чистке зубов и во время бритья не держите кран постоянно открытым. Чтобы прополоскать рот, наберите стакан воды. Экономия составит до 15 литров воды в минуту, до 200 литров в неделю, до 10000 литров воды  в год. Умножьте эти цифры  на количество Ваших домочадцев.
  4. При мытье  посуды не держите кран постоянно открытым. Если Ваша раковина состоит из двух отделений, мойте посуду в наполненной водой раковине, предварительно закрыв слив. Вымытую посуду ополосните в отдельной емкости с чистой водой. Этот способ позволяет снизить потребление воды при мытье посуды в 3-5 раз.
  5. Не чистите овощи под проточной водой. Мойте фрукты и овощи не под краном, а в миске. Воду после мытья используйте для полива растений.
  6. Поливайте комнатные растения по вечерам, а не утром. Так влага

меньше испаряется и вам потребуется меньше воды на полив.

  1. Используйте посудомоечную и стиральную машину (если имеются) только при полной загрузке. Не перебарщивайте с моющими средствами — на полоскание уходит много воды
  2. Не полощите белье под проточной водой. Для этих целей лучше использовать наполненную ванну или таз.
  3. Используйте душ вместо ванны. Принимая душ в течение 5 минут, Вы расходуете до 50 л воды. А для того, чтобы наполнить ванну, необходимо воды больше - до 200 л.

10. Не спускайте воду в туалете без особой надобности.

11. Размораживайте продукты на верхней полке холодильника, а не под струей горячей воды.

12. Не включайте воду полной струей.

 Задание 3.3.Выполнить план действий по рациональному использованию воды в учреждении образования провести мониторинг эффективности этих действий

 Цель:  анализ изменения ситуации по потреблению воды в учреждении образования и оценка эффективности проводимых мероприятий .

Задачи:

уменьшить количество потребляемой воды в учреждении образования

проанализировать изменения ситуации по потреблению воды в учреждении образования;

составить отчет о реализованных действиях по уменьшению потребления воды в учреждении образования и их результатах;

отчет разместить на сайте учреждения образования.

Дата выполнения: ноябрь 2020-май 2021

Участники: учащиеся 5-6, 7-8, 9 классов

Количество участников: 70 человек

Список учащихся:

  1. Амельченко Анна
  2. Белисова Дарья
  3. Грунько Виктор
  4. Житний Касьян
  5. Коптелёв Артём
  6. Купришина Ангелина
  7. Лапковский Владислав
  8. Рудак Диана
  9. Самкович Сергей
  10. Слизень Виктория
  11. Усович Леонтий
  12. Божова Виолета
  13. Бондарева Вероника
  14. Жуков Матвей
  15. Калач Денис
  16. Карпова Анастасия
  17. Кононова Алина
  18. Кононов Милан
  19. Лапковский Вячеслав
  20. Медвецкий Дмитрий
  21. Паметникова Полина
  22. Тихенький Илья
  23. Чернобай Снежана
  24. Щемелёв Виктор
  25. Ашева Альбина
  26. Байков Даниил
  27. Грибанова Валерия
  28. Грунько Даниил
  29. Иваненко Ренат
  30. Йассейн Мария
  31. Ковалёв Дмитрий
  32. Лазаренко Андрей
  33. Лисовский Илья
  34. Михайлов Дмитрий
  35. Паращук Юлия
  36. Предкель Дмитрий
  37. Печёнкин Никита
  38. Рыцерева Юлия
  39. Самкович Олег
  40. Шперх Сергей
  41. Черепович Валерия
  42. Чернобай Снежана
  43. Чикунова Мария
  44. Щемелёва Алина
  45. Амельченко Елизавета
  46. Байков Глеб
  47. Герасимов Глеб
  48. Кривошеева Яна
  49. Кролл Захар
  50. Обманщикова Ольга
  51. Пудов Алексей
  52. Савченко Юлия
  53. Сапрончик Константин
  54. Свердлова Полина
  55. Студенкова Алина
  56. Федоренко Татьяна
  57. Щемелёва Александра
  58. Яковлева Софья
  59. Баньков Кирилл
  60. Герасимов Константин
  61. Калач Андрей
  62. Луферова Диана
  63. Минина Алина
  64. Обманщикова Полина
  65. Пашков Семён
  66. Ротаева Диана
  67. Савченко Владимир
  68. Сапрончик Дмитрий
  69. Сидорова Алина
  70. Студенкова Алиса

Учащиеся 9 класса с сентября по ноябрь 2020 года согласно плану сняли показания с приборов учёта воды в учреждении образования, изучили потребление воды в учреждении образования, осмотрели системы водоснабжения, ознакомились с схематическим планом здания учреждения образования, обработали и проанализировали полученные данные, провели анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования. А также изучили способы рационального использования воды, сберегающих технологий в быту.

 

С учащимися 5-6, 7-8 классов в декабре 2020 года проведены мероприятия «Вода в нашей жизни»

 

Мероприятие с учащимися 5-6 классов «Вода в нашей жизни»

 Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.

Задачи:

Закрепление системы представлений учащихся о разнообразии состояний и свойствах воды, ее значении в природе и жизни человека.

Развитие наблюдательности, творческих способностей детей.

Воспитание любви к природе, привитие навыков экономного расходования воды в домашних условиях.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация  « Вода – это наша жизнь», высказывания о воде, книжная выставка – викторина «Вода? Вода!», пейзажи с изображением водоёмов.

 Ход мероприятия

Учитель: Чтобы узнать о чём мы будем говорить на этом занятии , вам нужно отгадать загадки.

Не конь, а бежит.

Не лес, а шумит. (река)

 Кругом вода,

А с питьём беда. (океан)

 Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (лёд)

 Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь- вода в руке. (снежинки)

- Итак, река, океан, лёд, снег-всё это ….(вода)

Да, правильно. Ещё Леонардо да Винчи сказал: «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни».

- Как вы думаете, что он имел ввиду? (Без воды не может обойтись ни один человек, ни растительный, ни животный мир)

Ученик: Вода – чудесный дар природный,

              Живой, текучий и свободный,

              Картины жизни нашей красит

             В своих трех важных ипостасях!

             То ручейком, то речкой вьется,

             То из стакана наземь льется,

            То застывает тонкой льдинкой,

             красиво названной снежинкой,

             То обретает легкость пара:

             Была, и вдруг ее не стало.

Учитель: Вода – самая удивительная жидкость на земле, бесценный дар природы. Она ничего не стоит, лишь когда его достаточно. Но когда её нет, ничего дороже и важнее для нашей жизни не найти. Вода даёт нам жизнь.

- И так, тема нашего сегодняшнего внеклассного мероприятия «Вода- это наша жизнь»

Мы каждый день сталкиваемся с водой, но как часто мы задумываемся о ней, что такое вода? Несет ли она радость? Как относится к воде? И надо ли её охранять?  Надеюсь, что на эти вопросы каждый из вас сегодня найдет свои ответы.

Учитель:  Зачитаю пословицы, но в них пропущены самые важные слова, их смыло водой, надо их восстановить. За каждый правильный ответ выдается одна капелька! (Бумажные капельки)

Под  лежачий … и вода не течет (камень)

Правда в огне не горит и … (в воде не тает)

Апрель с водой, а май с … (травой)

Весенний дождь …, осенний гноит. (растит)

В тихой воде… глубоки (омуты)

Мокрый … не боится (дождя)

Рыба в реке – не в … (руке)

Чтобы выучиться …, надо лезть в воду ( плавать)

Много воды… с тех пор (утекло)

Где воды не было, там … (сухо)

Учитель: Вода – это радость, потому что она вызывает положительные  эмоции и приятные впечатления. В Россонском районе имеется множество водоёмов, на берегах которых можно отдохнуть, порыбачить. Назовите известные вам. В зоне троих из них размещены заказники (Красный бор, Синьша, Нещерда). Чистый лесной воздух, отсутствие высоких температур, сильных резких ветров – таков микроклимат зоны озёр.

Предлагаю вам игру «Водная викторина».

Продолжаем собирать капельки за правильные ответы.

Очень добродушная, я мягкая, послушная,

Но когда я захочу, даже камень источу. (Вода)

Течет, течет – не вытечет.

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

Летом бежит, а зимой спит.

Зимой спит, а летом шумит. (Река)

Идет, идет, а до берега дойдет – исчезнет. ( Волна)

С высоты большой срываясь,

Грозно он ревет и, о камень разбиваясь,

Пеною встает (Водопад)

Не драгоценный камень, а светится ( Лед)

Все обходят это место, здесь земля как будто тесто.

Здесь осока, кочки, мхи. Нет опоры для ноги. ( Болото)

По ней кораблики пускают, когда уходят холода,

Жаль только мамы отпускают, туда побегать не всегда. (Лужа)

Выросло, повырастало, из бороды повылезло.

Солнышко встало, ничего не стало. ( сосулька)

Облако у поверхности Земли. (Туман)

Вода в газообразном состоянии ( Пар)

Плавающая ледяная гора (Айсберг)

Самый большой океан ( Тихий)

Самый маленький океан ( Северный Ледовитый)

Учитель: Вода – это жизнь, т.к. 70% организм человека состоит из воды: кровь – жидкость, в основном состоящая из воды; вода, входящая в состав слюны и поджелудочного сока помогает переварить пищу. С помощью воды из тела удаляются вредные вещества – шлаки. Вода, содержащаяся в смазке суставов, позволяет сгибать руки и ноги и легко двигаться. Для того, чтобы с обменом веществ у вас не было проблем , выпивайте в день 1,5-2 литра жидкости. Если человек без еды может прожить 1 месяц, то без воды не обойдется и неделю.

Давайте порассуждаем. Сколько воды мы используем. Умывание – 10 литров. Туалет – 45 литров. Купание: ванна – 40 литров, душ – 100 литров. Приготовление пищи – 5 литров. Мытье посуды – 10 литров. Стирка – 15 литров. Мытье полов – 15 литров.

Учитель: А сейчас поиграем в игру «Экологический светофор».

Вам предлагаются две ситуации. Если герой поступил правильно, поднимете зелёный кружок, если – неправильно-красный.

Ситуация 1.Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор, было тихо. Он услышал, что где-то течёт вода. Оказалось, кто-то забыл закрыть кран, большая струя воды текла в раковину, а брызги летели в разные стороны. Алёша , придя в библиотеку, рассказал взрослым о случившемся. Взял книгу и вернулся в класс.

- Объясните, почему показали красный кружок?

Ситуация 2.Олег пришёл на берег реки и увидел, как его друг бросает в воду песок и камни.

-Что ты делаешь?- спросил Олег.

- Играю,- ответил друг.

- Ты разве не знаешь, что загрязняешь реку, а ведь она даёт воду нашему городу.

- Странно! - сказал друг, но бросать больше не стал.

- Объясните, почему вы показали зелёный кружок?

- Как можно экономить воду?

Плотно закрывать кран – неплотно закрытый кран в 1 квартире за год дает потерю воды 700 куб м воды (70 000 ведер)

Если человек чистит зубы, не закрывая кран, он расходует 3 литра воды. А можно набрать воды в стакан и почистить зубы, используя только 1 стакан вод

Подведение итогов по капелькам.

Победителям вручаются призы.

Учитель: сегодня вы боролись за каждую капельку воды. Вот если бы  и дома вы также ценили эту драгоценность – обыкновенную воду!

             Пусть на земле не умирают реки

             И стороной обходит их беда.

             Пусть чистой остаётся в них навеки

            Студёная и вкусная вода.

Бережно к ней относитесь. Ведь без воды: … И НИ ТУДЫ, И НИ СЮДЫ! Спасибо всем.

Мероприятие с учащимися 7-8 классов «Вода в нашей жизни»

 Цель:

расширить знания учащихся о значении воды для жизни человека, животных;

Задачи:

повышать познавательную активность учащихся, прививать основы экологических знаний;

познакомить с отрицательным влиянием человека на природу;

показать значение воды в жизни человека;

воспитывать рачительное отношение к воде, бережное отношения к природе.

Ход мероприятия

Учитель: Согласны ли вы с высказыванием героя советского фильма «Вога. Волга»: «Без воды – ни туды и ни сюды»? (ответы учащихся)

Действительно, эти слова можно подтвердить научными фактами:

Вода покрывает 70% поверхности земли.

Вода составляет 70% веса нашего тела.

Без еды человек может обойтись несколько недель, без воды – не проживёт и пяти суток.

В день нам необходимо выпивать 2,5 литра чистой воды.

Народная мудрость утверждает: «Хорошая вода, хорошая жизнь. Плохая вода, плохая жизнь. Нет воды, нет жизни». Без воды невозможна не только жизнь растений и животных, но и жизнь современной цивилизации. Она не только питает промышленность и современные города, но и ещё чистит, вынося с собой всевозможные отходы.

Космонавты в своих воспоминаниях отмечают, что с борта космического корабля наша Земля выглядит голубой планетой. Кажется – воды много, но запасы пресной питьевой воды составляют только 2,25% от всех водных ресурсов планеты.

Предлагаю прочитать лежащий у вас на столе текст «Знаете ли вы …»

Из всех запасов воды только 1% пригоден для питья, приготовления еды, мытья и выращивания сельскохозяйственных культур.

Каждый житель большого города тратит около 300 литров воды на день. Из них на мойку посуды – 20%, душ и ванну – 20%, туалет – 20%, стирка 15%, потери воды из-за незакрытых кранов – 15%, приготовление еды – 5%, другие расходы – 5%.

При скорости вытекания всего 1 капля в минуту потери воды в год могут достигать 15 тыс. литров.

Если бы каждый белорус экономил 1 литр воды в день, то все вместе мы могли бы сберечь 10 000 000 м3 питьевой воды.

Один кубометр воды может стать непригодным для питья, если она содержит всего: 50 г азотных удобрений, 0,1 г автомобильного масла, 0,000001 г ядохимикатов.

Объясните значение высказывания «Нет воды – нет жизни». (ответы учащихся)

Считаете ли вы важным самостоятельное уменьшение загрязнения воды и её экономию.

Предлагаю вам прочитать текст «Как разумное использование воды помогает устойчивому развитию человечества?».

«Доступ к воде является правом человека. Водные ресурсы имеют решающее значение для устойчивого развития и ликвидации нищеты и голода. Между водными ресурсами, энергетикой, продовольственной безопасностью и питанием существует неразрывная связь. Водные ресурсы абсолютно необходимы для развития людских ресурсов и обеспечения здоровья и благополучия людей и имеют жизненно важное значение для достижения целей в области устойчивого развития и других соответствующих целей в социальной, экологической и экономической областях.

Но неэффективные и нерациональные методы хозяйствования и эксплуатации, а также рост неопределенности и рисков, вызванный изменением климата и другими факторами, ставят под угрозу многие связанные с водой экосистемы».

Определите для себя 3 причины, по которым вы можете своё отношение к вопросу экономии воды. Запишите эти причины.

Давайте обсудим какими действиями мы можем изменить свои привычки, связанные с использованием воды.

Предлагаю поделиться на группы (экокоманды) и разработать примерные планы действий по изменению своих привычек, связанных с использованием воды, которые вы запишите.

1 команда рассматривает возможности предотвращения утечек воды.

2 команда рассматривает возможности рационального использования воды из кранов.

3 команда рассматривает возможности уменьшения загрязнения стоков.

4 команда рассматривает возможности экономии воды при поливе растений.

5 команда рассматривает возможности экономии воды при соблюдении личной гигиены.

6 команда рассматривает возможности использования источников естественной воды.

(Каждая команда предлагает свой план)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль воды для человека огромна. Сегодня каждый человек может создать для себя условия сохранения бесценного водного баланса путем правильной организации использования воды.

 Учащимися 5-6, 7-8 классов в январе 2021 года проведено изучение потребления воды дома, в феврале разработаны семейные памятки по рациональному использованию воды и её сбережению дома.

Проведены информационные часы «22 марта – Всемирный день водных ресурсов» в 5-9 классах.

Информационный час «22 марта – Всемирный день водных ресурсов»

 Цель: демонстрация необходимости воды для всего живого на Земле.

Задачи:

·  показать значимость воды в повседневной жизни;

·  воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам, формировать активную позицию в природоохранной деятельности.

 

Экономическое развитие и растущее население Земли требует для жизни все больше промышленности и сельского хозяйства, которые также требуют для своей работы все больше и больше воды. Изменение климата также делает водные ресурсы менее доступными и уязвимыми перед загрязнением. Распределяя водные ресурсы, общество часто не прислушивается к мнению многих людей.

То, как мы ценим нашу воду, определяет наше к ней отношение, как мы распоряжаемся доступными ресурсами и распределяем их среди населения. Ценность воды намного выше, чем ее цена. Значение воды просто неоценимо для повседневной жизни, культуры, здравоохранения, образования, экономики и поддержания окружающей среды. Забыв хотя бы об одном из этих компонентов, мы рискуем неразумно распорядится этим бесценным конечным ресурсом.

Ценность источников воды — природные водные ресурсы и экосистемы.

Вся вода содержится в экосистемах. И вся, которую мы потребляем для своих нужд, рано или поздно возвращается обратно в окружающую среду, вместе со всеми загрязнениями. Круговорот воды — одна из важнейших «экосистемных услуг», и нашей важнейшей задачей должно стать обеспечение чистоты водных ресурсов и устойчивости к природным бедствиям, таким, как засухи или потопы.

Ценность водной инфраструктуры — хранение, очистка, водоснабжение

Водная инфраструктура обеспечивает распределение и доставку воды туда, где она необходима. Кроме того, с ее помощью вода очищается и безопасно возвращается в природу после использования. Когда состояние системы неудовлетворительно, это одинаково угрожает социально-экономическому развитию и окружающей среде. Оценки инфраструктуры обычно не включают в себя все затраты, особенно социальные и связанные с окружающей средой. Их все практически невозможно окупить за счет тарифов.

Ценность водоснабжения — питьевая вода, санитария и прочее

Роль воды в домашнем хозяйстве, школах, на рабочих местах и в системе здравоохранения критическая. Водоснабжение, санитария и гигиена необходимы для укрепления здоровья населения, что особенно важно в период пандемии. Эти услуги также обычно финансируются из бюджета, однако такое финансирование обычно помогает поддерживать качественное водоснабжение там, где оно уже есть, вместо улучшения положения в районах с неразвитой инфраструктурой или низким уровнем дохода.

Ценность воды для производства, общественной жизни — сельское хозяйство, энергетика, промышленность, бизнес и трудоустройство

Сельское хозяйство требует больше всего воды и вносит самый весомый вклад в деградацию экосистем. Несмотря на то, что вода жизненно важна для продовольственной безопасности, ее ценность обычно рассматривается только через отношение использованных ее объемов и полученной материальной выгоды. Множество других аспектов — улучшение питания, получение дохода, обеспечение устойчивости к климатическим изменениям и уменьшение миграции — также не учитываются в стоимости воды.

Ценность социально-культурных аспектов воды — рекреационные, культурные и духовные факторы

Вода может объединять нас через творческие, религиозные и общественные переживания. Водные пейзажи могут приносить нам спокойствие и удовлетворение. Вода — очень важная часть любой культуры, и ее ценность в этом аспекте очень сложно подсчитать. Как правило, воду рассматривают только как производственный ресурс или источник дохода, не обращая никакого внимания на ее социально-культурную или экологическую ценность.

Вода необходима всем, но в жизни каждого она играет свою особую роль.

Какое значение имеет вода для вашей повседневной жизни, окружения, культурных традиций и окружающей среды?

Для жилья, школ и рабочих мест вода значит здоровье, гигиену, достойную жизнь и эффективную работу и обучение.

Для культурных и религиозных центров вода символизирует единение со всем миром, с обществом и самим собой.

В природе вода может символизировать мир и гармонию.

В наши дни водные ресурсы подвергаются постоянной угрозе из-за роста населения, увеличения потребностей сельского хозяйства и промышленности, последствий изменения климата. Уделив должное внимание всему многообразию ролей, которые вода играет в нашей жизни, мы сможем справедливо оценить ее значение и принять разумные меры по защите самого ценного нашего ресурса — чистой воды.

Учрежденный ООН в 1993 году Всемирный день водных ресурсов проводится ежегодно 22 марта. Этот день подчеркивает важность пресной воды.

В настоящее время 2,2 млрд человек не имеют доступа к безопасной воде. Необходимы меры по борьбе с глобальным водным кризисом.

Сегодня вода находится под серьезной угрозой из-за роста населения, растущих потребностей сельского хозяйства и промышленности, а также усугубления последствий изменения климата.

И для нашей страны этот день не является исключением, он помогает привлечь внимание к существующим экологическим проблемам состояния водных объектов и в целом напоминает о важности воды и бережном ее использовании.

Территория Беларуси является водоразделом бассейнов Балтийского и Черного морей. Примерно 55 % речного стока приходится на реки бассейна Черного моря и 45 % – Балтийского. По территории республики протекает семь больших рек, пять из которых являются трансграничными (Западная Двина, Западный Буг, Неман, Днепр, Припять).

Водные ресурсы нашей страны достаточны для удовлетворения современных и перспективных потребностей.

Обеспеченность водными ресурсами на душу населения в республике близка к среднеевропейской и составляет 6,0 тыс. м3 в год на одного жителя, но при этом значительно выше, чем в соседних странах – Польше (1,7 тыс. м3в год на одного жителя) и Украине (4,1 тыс. м3в год на одного жителя). 

Беларусь целенаправленно принимает меры, направленные на рациональное использование и охрану водных ресурсов.

В апреле 2021 года был организован патруль «Хранители воды», который контролировал исправности кранов, канализации, рациональное использование воды, размещал памятки в местах водопотребления.

 

Памятка по рациональному использованию воды в школе

  1. Закрывайте кран, если не используете воду.
  2. Используйте воду только тогда, когда это действительно необходимо.
  3. Обращайте внимание, не течет ли вода зря из водопроводного крана.
  4. Выключайте воду за младшими школьниками в столовой.
  5. Проверяйте краны в местах общего пользования после каждой перемены.
  6. Следите за исправностью бачков в туалетах, чтобы не вытекало лишней воды.

 В результате реализованных действиях по уменьшению потребления воды в учреждении образования расход потребление воды снизился из-за своевременного ремонта и замены кранов, сантехники в туалетах, из-за экономичного расхода воды во время мытья рук, использования сменной обуви.

 

 

 

 

Меню раздела

211474, аг.Краснополье, ул.Ф.Скорины, д.15
Факс: 802159 5 76 84
E-mail: kras-sh@rossony-roo.gov.by