Государственное учреждение образования

"Краснопольская средняя школа имени С.И.Жукова Россонского района"

211474, аг.Краснополье, ул.Ф.Скорины, д.15
Тел./факс: 802159 5 76 84
E-mail: kras-sh@rossony-roo.gov.by
Карта проезда

Отдел по образованию Россонского районного исполнительного комитета

Версия для слабовидящих

Направление V «Качество атмосферного воздуха» 2022/2023

 Цель:

    Исследовать атмосферный воздух в микрорайоне учреждения образования, используя выбранные методики, – сделать выводы о том, как состояние воздуха влияет на здоровье человека.

Задачи:

  Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования.

  Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования.

Задание 5.6. Выполнение плана действий на год по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования

Дата выполнения: сентябрь 2022 года - июнь 2023 года

Участники: учащихся 124, педагогических работников – 20, техперсонал – 16 человек.

Количество участников  160 человек

Данный план был составлен группой учащихся 9,11 классов совместно с педагогами Карповой Л.В. и Чикуновой Т.Л. Каждый пункт предполагает срок выполнения и ответственных учащихся и педагогов. В сентябре директором учреждения образования Сидоренко Ж.И. план доведён до сведения педагогов, технических работников, размещён на информационном стенде.

В результате благоустройства территории микрорайона учреждения образования высажена рассада цветов, высажены клёны (4 штуки) и ели (6 штук).

В ходе акции «Чистый двор» учащимися и работниками учреждения образования убрана школьная территория и прилегающий к ней парк площадью 4 гектара.

В сентябре для учащихся и работников учреждения образования была проведена акция «День без автомобиля».

В результате акций «Сохрани дерево – сдай макулатуру», «Отходы в доходы» учащимися и работниками учреждения образования собрано и сдано 2130 кг макулатуры и 110 кг полимерных отходов.

В ходе акции «Чистый берег» были очищены прибрежные зоны озера Колодовица и реки Дрисса.

В результате республиканской акции «Чистый лес» учащимися было очищена территория около 2,5 гектаров.

 

Задание 5.5 Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования.

Дата выполнения: сентябрь 2022 года.

Участники: учащиеся 9, 11 классов

Количество участников: 18 человек

Список учащихся:

  1. Амельченко Елизавета
  2. Бойков Глеб
  3. Герасимов Глеб
  4. Кролл Захар
  5. Кривошеева Яна
  6. Пудов Алексей
  7. Савченко Юлия
  8. Свердлова Полина
  9. Студенкова Алина
  10. Федоренко Татьяна
  11. Щемелёва Александра
  12. Яковлева Софья
  13. Баньков Кирилл
  14. Герасимов Константин
  15. Ротаева Диана
  16. Пашков Семен
  17. Савченко Владимир
  18. Сидорова Алина

ПЛАН

действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования

План

Сроки выполнения

Ответственные

Озеленение и благоустройство территории микрорайона учреждения образования

Сентябрь-октябрь,

апрель-май

Учащиеся и сотрудники учреждения образования

Акция «Чистый двор»

Сентябрь-ноябрь, апрель-май

Учащиеся и сотрудники учреждения образования

Информационный час «День без автомобиля»

Сентябрь

Классные руководители 1-11 классов

Акция «День без автомобиля»

Сентябрь

Сотрудники учреждения образования

Акция «Сохрани дерево – сдай макулатуру», «Отходы в доходы»

На протяжении года

Классные руководители 1-11 классов, сотрудники учреждения образования

Воспитательные мероприятия с

учащимися по проблемам минимизации загрязнения атмосферного воздуха

На протяжении года

Классные руководители 1-11 классов

Акция «Чистый лес»

Октябрь

Классные руководители 1-11 классов

Разработка памяток по минимизации загрязнения атмосферного воздуха

Март

Классные руководители 1-11 классов

Озеленение классов, коридоров учреждения образования

Март-май

Классные руководители 1-11 классов

Акция «Чистый берег»

Апрель

Заместитель директора по воспитательной работе

Чикунова Т.Л.

Акция «День Земли»

Апрель

Классные руководители 1-11 классов,

Педагог-организатор Карпова Л.В.

Республиканская акция «Неделя леса»

Апрель

Учащиеся и сотрудники учреждения образования

Направление V «Качество атмосферного воздуха» 2021/2022

       Цель:

    Исследовать атмосферный воздух в микрорайоне учреждения образования, используя выбранные методики, – сделать выводы о том, как состояние воздуха влияет на здоровье человека.

Задачи:

  Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования.

  Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования.

Задание 5.5

Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования.

Дата выполнения: сентябрь 2021 года.

Участники: учащиеся 8-11 классов

Количество участников: 25 человек

Список учащихся:

  1. Амельченко Анна
  2. Амельченко Елизавета
  3. Амельченко Юлия
  4. Бойков Глеб
  5. Герасимов Глеб
  6. Грунько Виктор
  7. Данильченко Любовь
  8. Карпенко Валентина
  9. Кролл Захар
  10. Кривошеева Яна
  11. Малашенко Яна
  12. Медвецкая Анастасия
  13. Обманщикова Ольга
  14. Обманщикова Полина
  15. Пудов Алексей
  16. Самкович Сергей
  17. Савченко Владимир
  18. Савченко Юлия
  19. Свердлова Полина
  20. Сидорова Алина
  21. Студенкова Алина
  22. Студенкова Алиса
  23. Федоренко Татьяна
  24. Щемелёва Александра
  25. Яковлева Софья

ПЛАН

действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования

 

План

Сроки выполнения

Ответственные

Озеленение и благоустройство территории микрорайона учреждения образования

Сентябрь-октябрь,

апрель-май

Учащиеся и сотрудники учреждения образования

Акция «Наш уютный школьный двор»

Сентябрь-ноябрь,

Апрель-май

Учащиеся и сотрудники учреждения образования

Информационный час «День без автомобиля»

 

Сентябрь

Классные руководители 1-11 классов

 

Акция «День без автомобиля»

 

Сентябрь

Сотрудники учреждения образования

Акция «Бумажный бум»

На протяжении года

Классные руководители 1-11 классов, сотрудники учреждения образования

Воспитательные мероприятия с

учащимися по проблемам минимизации

загрязнения атмосферного воздуха

 

На протяжении года

Классные руководители 1-11 классов

Акция «Чистый лес»

Октябрь

Квач Ю.З.

Руководитель объединения по интересам «Экозал»

Разработка памяток по минимизации

загрязнения атмосферного воздуха

 

Март

Классные руководители 1-11 классов

Озеленение классов, коридоров учреждения образования

Март-май

Классные руководители 1-11 классов

Акция «Чистый берег»

Апрель

Заместитель директора по воспитательной работе

Чикунова Т.Л.

Проведение анкетирования «Причины загрязнения атмосферного воздуха»

Февраль

Заместитель директора по воспитательной работе

Чикунова Т.Л.

Изготовление листовок «Воздух, которым

мы дышим»

Март

Классные руководители 1-11 классов

Акция «День Земли»

 

Апрель

Классные руководители 1-11 классов,

Педагог-организатор Карпова Л.В.

Республиканская акция «Неделя леса»

Апрель

Учащиеся и сотрудники учреждения образования

Акция «Международный День велосипеда»

3 июня

Учащиеся и сотрудники учреждения образования

 

Задание 5.6. Выполнение плана действий на год по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования

Дата выполнения: сентябрь 2021 года - июнь 2022 года

Участники: учащихся 129, педагогических работников – 20, техперсонал - 16 человек.

Количество участников  165 человек

Данный план был составлен группой учащихся 6-9 классов совместно с педагогами Карповой Л.В. и Чикуновой Т.Л. Каждый пункт предполагает срок выполнения и ответственных учащихся и педагогов. В сентябре директором учреждения образования Сидоренко Ж.И. план доведён до сведения педагогов, технических работников, размещён на информационном стенде.

В результате благоустройства территории микрорайона учреждения образования высажена рассада цветов, высажены туи (3 штуки) и мозжевельник (6 штук).

В ходе акции «Чистый двор» учащимися и работниками учреждения образования убрана школьная территория и прилегающий к ней парк площадью 4 гектара.

В сентябре для учащихся и работников учреждения образования была проведена акция «День без автомобиля».

В результате акций «Сохрани дерево – сдай макулатуру», «Отходы в доходы» учащимися и работниками учреждения образования собрано и сдано 1570 кг макулатуры и 125 кг полимерных отходов.

В ходе акции «Чистый берег» были очищены прибрежные зоны озера Колодовица и реки Дрисса.

В результате республиканской акции «Чистый лес» учащимися было очищена территория около 3,5 гектаров.

Направление V «Качество атмосферного воздуха» 2020/2021

 

  Цель:

исследовать атмосферный воздух в микрорайоне учреждения образования, используя выбранные методики, – сделать выводы о том, как состояние воздуха влияет на здоровье человека.

Задачи:

Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования.

Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования.

Задание 5.5

Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования.

Дата выполнения: сентябрь 2020 года.

Участники: учащиеся 7, 10 классов

Количество участников: 19 человек

Список учащихся:

  1. Амельченко Елизавета
  2. Амельченко Юлия
  3. Бойков Глеб
  4. Герасимов Глеб
  5. Данильченко Любовь
  6. Карпенко Валентина
  7. Кролл Захар
  8. Кривошеева Яна
  9. Малашенко Яна
  10. Медвецкая Анастасия
  11. Обманщикова Ольга
  12. Пудов Алексей
  13. Сапрончик Константин
  14. Савченко Юлия
  15. Свердлова Полина
  16. Студенкова Алина
  17. Федоренко Татьяна
  18. Щемелёва Александра
  19. Яковлева Софья

ПЛАН

действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования

План

Сроки выполнения

Ответственные

1. 

Озеленение и благоустройство территории микрорайона учреждения образования

Сентябрь-октябрь, апрель-май

Учащиеся и сотрудники учреждения образования

2.

Акция «Чистый двор»

Сентябрь-ноябрь, апрель-май

Учащиеся и сотрудники учреждения образования

3.

Информационный час «День без автомобиля»

Сентябрь

Классные руководители 1-11 классов

4.

Акция «День без автомобиля»

Сентябрь

Сотрудники учреждения образования

5.

Акция «Сохрани дерево – сдай макулатуру», «Отходы в доходы»

На протяжении года

Классные руководители 1-11 классов, сотрудники учреждения образования

6.

Воспитательные мероприятия с

учащимися по проблемам минимизации загрязнения атмосферного воздуха

На протяжении года

Классные руководители 1-11 классов

7.

Акция «Чистый лес»

Октябрь

Квач Ю.З.

Руководитель объединения по интересам «Экозал»

8.

Разработка памяток по минимизации загрязнения атмосферного воздуха

Март

Классные руководители 1-11 классов

9.

Озеленение классов, коридоров учреждения образования

Март-май

Классные руководители 1-11 классов

10.

Акция «Чистый берег»

Апрель

Заместитель директора по воспитательной работе

Чикунова Т.Л.

11.

Проведение анкетирования «Причины загрязнения атмосферного воздуха»

Февраль

Заместитель директора по воспитательной работе

Чикунова Т.Л.

12.

Изготовление листовок «Воздух, которым мы дышим»

Март

Классные руководители 1-11 классов

13.

Акция «День Земли»

Апрель

Классные руководители 1-11 классов,

Педагог-организатор Карпова Л.В.

14.

Республиканская акция «Неделя леса»

Апрель

Учащиеся и сотрудники учреждения образования

15.

Акция «Международный День велосипеда»

3 июня

Учащиеся и сотрудники учреждения образования

 

Задание 5.1. Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования.

Цель: изучить качество атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

Дата выполнения: октябрь 2020 года - февраль 2021 года.

Участники: учащаяся 6 класса Чикунова Мария

Количество участников: 1 человек

 Выполнена исследовательская работа «Я познаю мир»:  СОСНА КАК БИОИНДИКАТОР

 Объектом исследования является хвоя сосны.

Цель работыизучить экологическое состояние атмосферного воздуха на Заречанской улице (которая находится в микрорайоне учреждения образования) и ее окрестностях, используя в качестве биоиндикатора сосну обыкновенную.

В процессе работы проводились исследования по определению состояния хвои сосны обыкновенной для оценки загрязнённости атмосферы, состоянию генеративных органов сосны обыкновенной (обследование шишек сосны), загрязнённости атмосферы по состоянию прироста деревьев сосны обыкновенной последних лет.

В результате исследования после анализа литературы, установила, что:

  1. Общими признаками нарушения состояния лесной экосистемы являются: проявление сухостоя и ослабленных деревьев; уменьшение размеров хвои последнего года жизни по сравнению с прошлыми годами; замедление прироста деревьев по высоте и диаметру; наличие мертвых пятен на хвоинках, сокращение срока жизни хвои.
  2. Сосна обыкновенная очень чувствительна к загрязнению воздуха и может служить биоиндикатором круглогодично. Это позволило мне овладеть методикой биоиндикации загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны обыкновенной.
  3. Установлено, что воздух на улице Заречанской достаточно чистый. Состояние зеленой зоны населенного пункта в целом – хорошее. Прирост сосен, состояние хвои, шишек соответствует оптимальным показателям.
  4. Влияние автомобильного транспорта на чистоту атмосферного воздуха незначительное. А на моей улице вовсе не наблюдается негативных проявлений, судя по состоянию сосны обыкновенной.  

   СОДЕРЖАНИЕ

 ВВЕДЕНИЕ

  1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
  2. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОСНЫ ОБЫКНОВЕННОЙ
  3. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1.   Определение состояния хвои сосны обыкновенной для оценки загрязнённости атмосферы

3.2.  Определение состояния генеративных органов сосны обыкновенной (обследование шишек сосны)

3.3. Определение загрязнённости атмосферы по состоянию прироста деревьев сосны обыкновенной последних лет

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  2. ВЫВОДЫ
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ. Сильнейшее воздействие человека на растительные сообщества оказывают загрязняющие вещества в окружающем воздухе, такие, как продукты горения серы, азота, углерода, образующиеся при сгорании топлива (работа, котельных, отопительных печей населения, а также транспорта, особенно дизельного). Хорошими индикаторами загрязнения атмосферного воздуха являются растения, так как они сильно поражаются и активно реагируют на те концентрации большинства вредных примесей, которые у людей и животных не оставляют видимых признаков отравления.

Устойчивость растений к этим загрязнителям различна. Даже незначительное наличие их в воздухе хорошо диагностируется лишайниками. Из высших растений повышенную чувствительность имеют хвойные (ель, сосна, туя, можжевельник). А среди них наиболее чувствительной к загрязнению является сосна. Это объясняет выбор сосны как важнейшего индикатора влияния человека, принимаемого в настоящее время за «эталон биологической диагностики».

В чистых сообществах основная масса хвои сосны здорова, не имеет повреждений, и лишь малая часть хвоинок имеет светло-зеленые пятна и омертвевшие точки маленьких размеров, равномерно рассеянные по всей поверхности. Хвойные леса плохо переносят загазованность, копоть, так как их хвоинки многолетние и в них накапливаются ядовитые вещества, а устьица забиваются копотью, что вызывает пожелтение и отмирание хвои на 1-2 года раньше. В загрязненной атмосфере появляются повреждения и снижается продолжительность жизни хвои сосны. 

Актуальность исследования: агрогородок Краснополье со всех сторон окружен хвойными лесами.  А мой дом на улице Заречанской просто упирается в лес. Лес – популярное место отдыха местных жителей и многочисленных горожан, которые приезжают не только из близлежащих Полоцка и Новополоцка, но и Минска, Москвы, Санкт-Петербурга. В лесу люди собирают ягоды и грибы, и просто наслаждаются чистым воздухом.

А насколько чистый воздух в лесу, сказывается ли близость автомобильных дорог, нефтепровода на экологическом состоянии леса? Считаю, что многим хотелось бы получить ответы на эти вопросы.

 Полученными при исследовании данными можно пользоваться при изучении других биоиндикаторов, связанных с анализом состояния загрязнения воздуха, водоемов, почвы.

Цель исследования: изучить экологическое состояние атмосферного воздуха на Заречанской улице и ее окрестностях, используя в качестве биоиндикатора сосну обыкновенную

Задачи исследования:

1. Выяснить, почему хвою сосны можно использовать в качестве биоиндикатора и как она реагирует на загрязнение атмосферы;

2. Овладеть методикой биоиндикации загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной;

3. Определить состояние хвои сосны обыкновенной для оценки степени загрязненности воздуха и сделать выводы.

Моя малая родина – один из самых чистых уголков страны. Я смогла это доказать в ходе выполнения исследовательской работы.

В будущем мне хотелось бы продолжить исследования с использованием других биологических индикаторов. Вдоль моей Заречанской улицы протекает удивительно красивая река Дрисса, думаю: анализ чистоты водоема так же окажется полезным в процессе изучения природы родного края.

Объект исследования: хвоя сосны. 

Предмет исследования:сосны, расположенные на окраине леса и на зарастающем лугу возле реки Дрисса

 

Обзор литературы. Биоиндикация – обнаружение и определение биологически и экологически значимых воздействий человека на основе реакции на них живых организмов и их сообществ. Биоиндикаторы – живые организмы, по наличию, состоянию и поведению которых можно судить об изменении в окружающей среде. Биоиндикация является составной частью системы наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды на определенной территории с целью рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

Для условий лесной полосы Беларуси наиболее чувствительны к загрязнению воздуха сосновые леса. Информативными по техногенному загрязнению являются морфологические и анатомические изменения, а также продолжительность жизни хвои. В зоне техногенного загрязнения отмечается снижение массы хвои на 30-60% в сравнении с контрольными участками. В воздухе всегда много пыли, есть пыль от сжигания топлива и пыль поднятая ветром с поверхности почвы. Вблизи населённых пунктов в воздух попадает и много газов – оксиды углерода и азота, сернистый газ, соединения свинца, ртути и других элементов, альдегиды, углеводороды.

Сосновые леса – это своеобразный естественный фильтр, ведь за счёт листьев площадь поглощающей поверхности увеличивается в 12 раз. На этой поверхности вследствие турбулентного движения воздуха в древостоях оседает значительное количество механических примесей и воздух очищается. Так, если запылённость воздуха в городе принять за 100%, то даже в пригородном лесу она составит всего 5%. Но деревья улавливают не только механические частицы. Так, находящийся в воздухе сернистый газ в присутствии влаги превращается в кислоту. Кислота попадает на хвою, впитывается в неё, иногда вступая в соединения с тканями. Хвоя погибает, но удаляет кислоту из воздуха.

Биологические особенности сосны обыкновенной (Pinussilvestris)

Дерево высотой 25-40 м. Ствол прямой, крона высоко поднятая. Кора в нижней части ствола толстая, чешуйчатая с глубокими трещинами. Ветвление одномутовчатое. Хвоинки расположены по две в пучке. Хвоя жесткая. Однодомное растение. Семена созревают в октябре – ноябре (на следующий год после опыления), пестрые, с крылом, охватывающим семя в виде вилочки. Светолюбивая порода, малотребовательная к плодородию и влажности почв. Чувствительна сосна к уплотнению почвы, загазованности и задымленности воздуха. Насаждения сосны выполняют большую санитарно-гигиеническую роль.

Латинское название сосны – пинус, что означает скала. У сосны действительно твердый «характер». Это дерево способно выдерживать испытания, которые другим не под силу. Сухо? Сосна старается как можно меньше испарять влаги. Голодно? Сосна широко раскинет корни, найдет пищу и где-нибудь по соседству.  Налетел ветер? И тут корни не подведут: они в двенадцать раз длиннее, чем у ели. Ветер скорее сломает дерево, чем вывернет его с корнями. Вот почему сосне ничего не страшно. Только одно пугает сосну – темнота.  Ей надо много тепла и света. Как и у других светолюбивых растений на верхушке сосны ажурная крона, хорошо пропускающая солнечные лучи и стройный высокий стебель. Только сосны на открытых пространствах более массивные с огромной зеленой кроной и обилием низких боковых ветвей.

Еще в марте в сосновом лесу слышится какой-то треск. Это трещат сосновые шишки. Их чешуи долгое время были сомкнуты: сначала у зеленой шишки, потом у побуревшей.  И вот теперь шишки растрескиваются, освобождая давно созревшие семена.

Во второй половине мая у основания молодых побегов появляются желтоватые мелкие, обычно 1-2 см длиной, мужские шишки с пыльцой.Отдельная пылинка очень легкая. Пыльцевое зерно с воздушными мешками, состоящее из генеративной клетки и клетки трубки. Эта четырёхклеточная структура и есть незрелый мужской гаметофит. Именно на этой стадии происходит рассеивание огромных количеств пыльцевых зёрен, некоторые из которых переносятся ветром к женским шишкам.

Пыльцы у сосны множество. Летит пыльца сосны далеко: ветер разносит ее на многие километры. Разносимая ветром пыльца обычно не летит прямо вверх, и семязачатки опыляются пыльцой с другого дерева, за счёт чего происходит перекрёстное опыление. Мужские шишки формируются на нижних ветвях дерева, а женские – на верхних.

Близ вершин молодых побегов видны красноватые женские шишечки. Они состоят их крохотных чешуек, в пазухе которых семенные чешуи с двумя семяпочками. Семяпочки лежат открыто: у сосны нет завязи, нет пестика. Поэтому сосну и другие хвойные называют «голосеменными».

Опыление у сосен происходит весной. Ветер несет облака пыльцы, она прилипает к капле клейкой жидкости на женской шишке. Она попадает прямо на семяпочки. Опыление произошло. А оплодотворение? До него еще далеко. Края чешуек у опыленных женских шишек плотно смыкаются, и под покровом чешуйки пыльца продолжает лежать на семяпочке.Она лежит долго. Лишь к лету будущего года проросшая пыльцевая трубка пылинки достигает яйцеклетки. Теперь шишка заметно растет, и в ней зреют семена. К ноябрю они созревают, но выпадают они из шишки лишь в марте-апреле. Почти два года (22-23 месяца) проходит с начала цветения сосны до того дня, когда её семена упадут на землю. Чешуи зрелых шишек раздвигаются; крылатые семена планируют в воздухе и, иногда, переносятся ветром на значительные расстояния.

 Растет сосна тоже весной. На верхушке ее побегов есть кучка почек. Они неодинаковые: срединная почка крупнее боковых. Когда сосна тронется в рост, то сразу видно значение этих почек. Из крупной срединной почки развивается главный побег, из боковых – ветви. Это легко увидеть на молодой сосенке. Главный побег растет очень быстро: нередко он всего за месяц вырастает в метр длиной. На верхушке его – скрытые в хвое и покрытые смолой почки. Из этих почек в будущем году снова разовьются главный побег и боковые ветви.

Боковые ветви у сосны расположены кольцами, мутовками. Каждый год появляется новая мутовка ветвей. Сосчитав мутовки, можно узнать возраст молодой сосны. У высокой сосны таким способом возраст не узнать: нижние мутовки давно отмерли, и никаких следов от них не осталось.

Листья сосен игловидные. У проростков они располагаются спирально и появляются на стеблях по одному. Через год или два у сосны начинают появляться пучки длинных игл (хвоинок). Эпидерма листа покрыта толстой кутикулой, под которой компактно располагаются толстостенные клетки – гиподерма. Устьица погружены в углубления на поверхности листьев.  Основная ткань листа, состоит из клеток с извилистыми стенками, причём выступы на поверхности одной клетки заходят в углубления другой. Мезофилл пронизан двумя или более ходами.

Сосны не меняют свою хвою 2-4 года, которая испытывает действие засухи, холодов и загрязнения воздуха гораздо дольше, чем у листопадных растений, и чаще оказывается повреждённой.

В стеблях сосен рано начинается вторичный рост, ведущий к образованию вторичной ксилемы. Она откладывается внутрь от камбия, а вторичная флоэма снаружи от него. Ксилема состоит главным образом из трахеид, а флоэма – из ситовидных клеток. Оба типа тканей пересечены по радиусам узкими лучами. В начале вторичного роста эпидерма замещается перидермой, закладывающейся во внешнем слое коры. По мере этого роста следующие слои перидермы возникают за счёт активного деления клеток, расположенных глубже в коре.      

Методика исследования

Однородный по видовому составу участок для мониторинга загрязнения атмосферного воздуха был выбран в лесу возле дома площадью 0,7 га. Для исследований использовалась методика из пособия «Оценка жизненного состояния леса по сосне» А.С.Боголюбов, Ю.А.Буйволов, М.В.Кравченко «Экосистема», 1999

  1. Определение состояния хвои сосны обыкновенной для оценки загрязнённости атмосферы.

В незагрязнённых лесных экосистемах основная масса хвои сосны здорова, не имеет повреждений, и лишь малая часть хвоинок имеет светло-зелёные пятна и некротические точки микроскопических размеров, равномерно рассеянные по всей поверхности. В загрязнённой атмосфере появляются повреждения и снижается продолжительность жизни хвои сосны.

Определили пять участков. С нескольких боковых побегов на каждом участке в средней части кроны десяти деревьев сосны в 15-20-летнем возрасте отобрали по 270-300 пар хвоинок второго и третьего года жизни.

Анализ хвои проводили в кабинете биологии. Всю хвою поделили на три части (неповреждённая хвоя, хвоя с пятнами и хвоя с признаками усыхания), и подсчитали количество хвоинок в каждой группе. Данные заносили в таблицу.

  1. Определение состояния генеративных органов сосны обыкновенной (обследование шишек сосны).

Под действием загрязнителей происходит подавление репродуктивной деятельности сосны. Число шишек на дереве снижается, уменьшается число нормально развитых семян в шишках, заметно уменьшаются размеры женских шишек (до 15-20%).

Для проведения исследования в начале января на ключевых участках отбирали по 10 шишек с 15 деревьев 30-40-летнего возраста и определяли их линейные размеры мерной лентой. Данные заносили в таблицу.

  1. Определение загрязнённости атмосферы по состоянию прироста деревьев сосны обыкновенной последних лет.

Биоиндикатором загрязнённости атмосферы может служить ежегодный прирост деревьев по высоте, который на загрязнённых участках может быть на 20-60% ниже, чем на контрольных (условно чистых) участках.    

Для индикации состояния атмосферы этим методом в октябре визуально осмотрели на нескольких участках для мониторинга на зарастающем лугу сосновый древостой возраста 10-15 лет. На исследуемом участке выбрали направление с севера на юг, вдоль которого подсчитали все деревья подряд, кроме тех, у которых повреждён главный побег. Чтобы измерения были более точными, обследовали около 50 деревьев, находящихся в разных местах исследуемого участка, – для исключения случайных факторов, например, действия вредителей. На каждом дереве измерили длину центрального побега между двумя верхними мутовками (то есть прирост последнего года) и определили среднюю величину прироста. Сравнили полученные данные с разных участков.

Результаты исследования

  1. Определение состояния хвои сосны обыкновенно

ТАБЛИЦА 1

 

Повреждение и усыхание хвоинок

Номера ключевых участков

1

2

3

4

5

Общее число обследованных хвоинок

270

287

300

300

280

Количество хвоинок с пятнами

6

4

10

7

5

Процент хвоинок с пятнами

2,2

1,4

3,3

2,3

1,75

Количество хвоинок с усыханием

4

6

6

3

4

Процент хвоинок с усыханием

1,5

2,1

2

1

1,4

Дата отбора проб

10.10

10.10

11.10

11.10

12.10

 Хвоинки в редких случая имеют мелкие пятна; процент усыхания так же невелик, следовательно, степень загрязнения атмосферы ничтожна и воздух можно считать чистым.

2. Определение состояния генеративных органов сосны обыкновенной (обследование шишек сосны)      

ТАБЛИЦА 2

 

Средние значения по трём деревьям

Номера ключевых участков

1

2

3

4

5

Средняя длина шишки, мм

45

40

37

37

46

Средний диаметр шишки, мм

29

25

23

24

30

                                     

Состояние генеративных органов сосны обыкновенной соответствует норме; размеры и количество шишек на деревьях позволяет судить о том, что атмосфера не загрязнена.

3. Определение загрязнённости атмосферы по состоянию прироста деревьев сосны обыкновенной последних лет

ТАБЛИЦА 3      

 

Средние значения по двадцати деревьям

Номера ключевых участков

1

2

3

4

5

Средняя длина прироста последнего года, см

72

81

69

68

83

 Прирост последнего года достаточно хороший – на отдельных деревьях достигал до 0,9 метра в высоту. Несколько угнетённым (до 50 см) оказался в затенённых местах. Средний показатель прироста – 74 см, что является показателем чистоты атмосферы.

 Выводы

1. В ходе исследования после анализа литературы установлено, что общими признаками нарушения состояния лесной экосистемы являются: проявление сухостоя и ослабленных деревьев; уменьшение размеров хвои последнего года жизни по сравнению с прошлыми годами; замедление прироста деревьев по высоте и диаметру; наличие мертвых пятен на хвоинках, сокращение срока жизни хвои.

2. Сосна обыкновенная очень чувствительна к загрязнению воздуха и может служить биоиндикатором круглогодично. Это позволило овладеть методикой биоиндикации загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны обыкновенной.

3. Согласно результатов исследования доказано: воздух на улице Заречанской достаточно чистый. Состояние зеленой зоны населенного пункта в целом – хорошее. Прирост сосен, состояние хвои, шишек соответствует оптимальным показателям.

4. Влияние автомобильного транспорта на чистоту атмосферного воздуха незначительное. Исходя из исследований на моей улице вовсе не наблюдается негативных проявлений состояния сосны обыкновенной.

 Заключение

 Сосна – индикатор чистого воздуха. В ходе проведения исследований мне удалось доказать: моя малая родина – один из самых чистых уголков страны. На хвое сосны очень мало повреждений, хороший годовой прирост молодых растений, количество генеративных органов (шишек) и их состояние тоже соответствует норме. Мне сейчас стало понятно, что если увеличивается количество автотранспорта, то это влечет за собой ряд нежелательных последствий. Такое растение как сосна не сможет существовать в условиях загрязнения. Таким образом, сосна является основным чистильщиком окружающего воздуха, дает людям пищу, тепло, жилище, строительные материалы и главное – чистый воздух. Значит, помогает сохранять здоровье. Всем жителям нашего агрогородка могу предложить рекомендации по охране окружающей среды:

  1. Сооблюдать правила пользования лесными богатствами.
  2. Регулярно проводить мониторинг состояния леса и участков вдоль дорог.
  3. Повышать свою экологическую грамотность.

В будущем мне хотелось бы продолжить исследования с использованием других биологических индикаторов. Вдоль моей Заречанской улицы протекает река Дрисса, думаю анализ чистоты водоема так же окажется полезным в процессе изучения природы родного края.

Список использованных источников

  1. Ботанико-фармакогностический словарь: Справ. пособие под ред. К. Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева. М.: – Высш. шк., 1990.
  2. Губанов, И.А. и др. 45. Pinus sylvestris L. – Сосна обыкновенная Иллюстрированный определитель растений Средней России. В 3 т. – М.: Т-во науч. изд. КМК, Ин-т технолог. иссл., 2002. – Т. 1. Папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные (однодольные). – С.120.–ISBN 8-87317-091-6.
  3. Л.С.Литвинова, О.Е.Жиренко «Нравственно-экологическое воспитание школьников» – М.:5 за знания, 2005.
  4. Оценка жизненного состояния леса по сосне А.С.Боголюбов, Ю.А.Буйволов, М.В.Кравченко «Экосистема», 1999
  5. Популярная энциклопедия растений. Санкт-Петербург. 1997 г., 343 с (215-219 с) Экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие, под ред. Т.Я. Ашихминой. М.: Академический проект, 2005 г, 416 с (100-107 с)

 

Задание 5.6. Выполнение плана действий на год по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования

Дата выполнения: сентябрь 2020 года - июнь 2021 года

Участники: учащихся 134, педагогических работников – 20, техперсонал - 16 человек.

Количество участников  170 человек

Данный план был составлен группой учащихся 7,9 классов совместно с педагогами Карповой Л.В. и Чикуновой Т.Л. Каждый пункт предполагает срок выполнения и ответственных учащихся и педагогов. В сентябре директором учреждения образования Сидоренко Ж.И. план доведён до сведения педагогов, технических работников, размещён на информационном стенде.

В результате благоустройства территории микрорайона учреждения образования высажена рассада цветов, высажены туи (5 штук) и мозжевельник (5 штук).

В ходе акции «Чистый двор» учащимися и работниками учреждения образования убрана школьная территория и прилегающий к ней парк площадью 4 гектара.

В сентябре для учащихся и работников учреждения образования была проведена акция «День без автомобиля».

В результате акций «Сохрани дерево – сдай макулатуру», «Отходы в доходы» учащимися и работниками учреждения образования собрано и сдано 1050 кг макулатуры и 190 кг полимерных отходов.

В ходе акции «Чистый берег» были очищены прибрежные зоны озера Колодовица и реки Дрисса.

В результате республиканской акции «Чистый лес» учащимися было очищена территория около 5 гектаров.


Анкета «Причины загрязнения атмосферного воздуха»


1. Беспокоит ли Вас проблема загрязнения воздуха:

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.


2. Как вы думаете, влияет ли загрязнение воздуха на здоровье людей:

а) да и очень сильно;

б) скорее да, чем нет;

в) затрудняюсь ответить.


3. Что, по-Вашему, является главными факторами загрязнения атмосферного воздуха?

а) работа предприятий;

б) транспорт;

в) сельское хозяйство;

г) бытовые отходы населения.


4. Знаете ли Вы о загрязнении атмосферного воздуха свинцом от выхлопных газов автомобилей:

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.


5. Кто по-Вашему должен заниматься решением проблем загрязнения воздуха:

а) Министерство охраны природы;

б) Специалисты в области охраны воздуха;

в) каждый человек;

г) все перечисленные.


6. Как Вы думаете, можете ли Вы повлиять на экологическое состояние воздуха:

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.


7. Как Вы думаете, что может сделать каждый человек, чтобы не загрязнять воздух:

а) не выбрасывать мусор по обочинам дорог, в лесах;

б) не сжигать колеса, пластиковые бутылки и полиэтиленовые упаковки;

в) меньше пользоваться автомобилем;

г) чаще пользоваться автобусом или велосипедом;

д) сажать деревья и цветы;

е) меньше пользоваться различными спреями;

ж) не оставлять автомобиль с включенным двигателем.

Задание 5.4. Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения

Дата выполнения: январь-март 2021 года

Участники: учащиеся 9 -11 классов

Количество участников – 23 человека

Список учащихся:

  1. Амельченко Анна
  2. Белисова Дарья
  3. Грунько Виктор
  4. Житний Касьян 
  5. Коптелёв Артём
  6. Купришина Ангелина
  7. Лапковский Владислав
  8. Рудак Диана
  9. Самкович Сергей
  10. Слизень Виктория
  11. Усович Леонтий
  12. Амельченко Юлия
  13. Данильченко Любовь
  14. Карпенко Валентина
  15. Малашенко Яна
  16. Медвецкая Анастасия
  17. Амельченко Нина
  18. Артюх Илья
  19. Вороненко Никита
  20. Жуков Никита
  21. Кривошеева Анастасия
  22. Парфёнова Валерия
  23. Яковлев Илья

Наше учреждение образования находится в сельской местности и многие учащиеся и педагоги проживают здесь. Поэтому нас волнует проблема загрязнения воздуха в агрогородке Краснополье и микрорайоне учреждения образования. Чтобы узнать причины загрязнения воздуха мы:


1. Изучили литературу по данной теме.

2. Установили основные источники загрязнения воздуха.

3. Определили основные причины загрязнения атмосферного воздуха в агрогородке Краснополье и микрорайоне школы.

По результатам стационарных наблюдений, в целом по агрогородку состояние воздуха оценивается как стабильно хорошее.

Проблемы загрязнения воздуха определяются:

на территории агрогородка Краснополье находятся ремонтная мастерская, мехдвор, автозаправочная база, зерносушилка-склад, молочно-товарная ферма, сельскохозяйственные склады; вблизи учреждения образования котельная.


Причины загрязнения воздуха:


- использование топлива для сельскохозяйственной техники низкого качества;
- применение ядохимикатов на полях для борьбы с сельскохозяйственными вредителями, сорняками;
- хранение удобрений под открытым небом;
- использование твёрдого топлива для отопления домов жителями агрогородка;
- увеличение количества частного транспорта;
- палы сухой травы, листвы, мусора на приусадебных участках.
- использованием жителями агрогородка бытовых чистящих средств, лакокрасочных материалов, которые выделяют в воздух токсичные химические вещества;

- загрязнением бытовыми отходами близлежащих территорий.

Нами были разработали памятки по минимизации загрязнения атмосферного воздуха для КУСХП «Краснополье» и для местных жителей. Разместили памятки в общедоступных местах (магазин «Родны кут», библиотека, Краснопольская сельская врачебная амбулатория, на информационном стенде учреждения образования).

Уважаемые жители агрогородка Краснополье !

1. Используйте общественный транспорт:чем реже вы пользуетесь личным автомобилем, тем меньше продуктов горения попадет в атмосферу.

2. Посадите дерево: даже одно дерево поможет легче дышать.

3. Рационально используйте бумагу: неэкономное использование бумаги – это не только вырубка лесов, но и токсичное производство. Используя ненужные листы, как черновики или распечатывая документы с двух сторон, вы спасаете не только лес, но и уменьшаете количество опасных выбросов в атмосферу.

4. Выбирайте продукты с минимальной упаковкой: отдавайте предпочтение товарам с минимальной упаковкой, или упаковкой, которую можно использовать повторно.

5. Используйте краски на водной основе: чем меньше нефтепродуктов вы используете в быту, тем лучше для вашего здоровья и состояния окружающей среды.

6. Избегайте полиэтиленовых пакетов: они загрязняют атмосферу и содержат токсичные вещества. Помните, срок разложения привычного и удобного для нас пакета – более 60 лет.

7. Пользуйтесь аккумуляторами:ежегодно покупается миллиарды батареек, и лишь 30% из них сдаются на пункты утилизации.

8. Не устраивайте весенние и осенние палы сухой травы, листвы, мусора на приусадебных участках.

Сделаем воздух чистым

  1. Не вырубай и не ломай деревья – они способствуют очищению воздуха от пыли и копоти, обогащению его кислородом. Лучше посади молодые растения там, где живёшь – именно в них наше спасение. Охраняя растения – сбережёшь чистый воздух.
  2. Не жги костры рядом с деревьями – это может привести к пожару с уничтожением растительности и загрязнению воздуха.
  3. Не пользуйся одноразовой посудой, замени полиэтиленовые пакеты тканевыми сумками или бумажными пакетами.
  4. Покупайте аккумуляторы, а не батарейки для электроприборов. Аккумуляторы можно перезаряжать и использовать повторно, а батарейки свозят на свалки, где они лежат годами, отравляя воздух.
  5. Рассказывайте окружающим – друзьям, родственникам о том почему и как можно охранять воздух от загрязнений.
  6. Не выбрасывай мусор и остатки еды на улицу – это приведёт к их гниению и загрязнению воздуха. Не сжигайте мусор, а относите его в специальные контейнеры.
  7. Не сжигайте на костре, в отопительных котлах и печах резину, изделия из пластмассы, полиэтиленовую плёнку. При их горении выделяются очень ядовитые вещества, которые загрязняют воздух.
  8. В сухую погоду чаще поливайте водой двор у дома – это уменьшит количество пыли в воздухе.
  9. Не кури! Это вредит не только твоему здоровью. Загрязнённый табачным дымом воздух опасен и другим.

 

 

Меню раздела

211474, аг.Краснополье, ул.Ф.Скорины, д.15
Факс: 802159 5 76 84
E-mail: kras-sh@rossony-roo.gov.by