Государственное учреждение образования

"Краснопольская средняя школа имени С.И.Жукова Россонского района"

211474, аг.Краснополье, ул.Ф.Скорины, д.15
Тел./факс: 802159 5 76 84
E-mail: kras-sh@rossony-roo.gov.by
Карта проезда

Отдел по образованию Россонского районного исполнительного комитета

Версия для слабовидящих

Направление І "Биоразнообразие" 2022/2023

Цель: исследовать биоразнообразие живых организмов на территории государственного учреждения образования «Краснопольская детский сад – средняя школа Россонского района» и прилегающем к ней парке; углубить знания учащихся о живой природе по средствам выполнение заданий по программе «Зеленые школы».

Задачи: изучить видовое разнообразие растений, птиц, насекомых, аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников;

научиться наблюдать, определять и описывать живые объекты;

нанести на карту-схему школьной и прилегающей к ней территории местонахождение живых объектов;

изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц;

создать и разместить на пришкольной территории убежища для беспозвоночных животных, клумбу для бабочек;

способствовать увеличению разнообразия произрастающих видов растений на школьной и прилегающей территории.

Задание 1.1 Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования

Дата выполнения: сентябрь 2022 года, май 2023 года

Участники: учащиеся 4, 5, 6 классов

Количество участников – 34 человека

Список учащихся:

  1. Шперх Андрей
  2. Бобрик Милана
  3. Куляева Василиса
  4. Румянцева Евгения
  5. Далинина Александра
  6. Бойкова Ульяна
  7. Петроченко Руслан
  8. Рыхлова Дарья
  9. Солодкая Мария
  10. Торбаева Виктория
  11. Плиско Ярослав
  12. Грибовский Павел
  13. Демьяненко Дмитрий
  14. Калач Роман
  15. Кролл Андрей
  16. Кригина Екатерина
  17. Лазаренко Анна
  18. Паращук Сергей
  19. Савченко Полина
  20. Свердлова Елизавета
  21. Свердлова Яна
  22. Сидорова Ангелина
  23. Пахом Ангелина
  24. Федоренко Никита
  25. Шакалов Артём
  26. Шаркевич Матвей
  27. Кожемяченко Игорь
  28. Карпова Валерия
  29. Медвецкая Александра
  30. Медвецкая Полина
  31. Роговский Александр
  32. Рыцарева Юлия
  33. Фролов Артём
  34. Чепик Константин

Виды дикорастущих травянистых растений:

  1. Рогоз широколистный
  2. Рдест курчавый
  3. Рдест плавающий
  4. Стрелолист обыкновенный
  5. Элодея канадская
  6. Тростник южный
  7. Лисохвост луговой
  8. Белокрыльник болотный
  9. Осока пузырчатая
  10. Ряска трехдольная

Учащиеся изучали разнообразие травянистых растений вдоль береговой линии озера Колодовицы.

Задание 1.3. Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

Дата выполнения: сентябрь 2022 – май 2023 года

Участники: учащиеся 1,2,11 классов

Количество участников – 32 человека

Список учащихся:

  1. Амельченко Анна
  2. Белисова Дарья
  3. Грунько Виктор
  4. Житний Касьян 
  5. Коптелёв Артём
  6. Лапковский Владислав
  7. Самкович Сергей
  8. Усович Леонтий
  9. Анисько Диана
  10. Баньков Антон
  11. Демьяненко Денис
  12. Кролл Ульяна
  13. Мазнев Максим
  14. Рыцарев Юрий
  15. Самкович Мария
  16. Савченко Матвей
  17. Усович Ксения
  18. Хомченко Дарья
  19. Тимощенко Алексей
  20. Шакалов Максим
  21. Шакалов Никита
  22. Шаркевич Вера
  23. Бачище Кирилл
  24. Куляева Евгения
  25. Лапковская Василиса
  26. Мурашова Анастасия
  27. Парашчук Ярослав
  28. Румянцева Ксения
  29. Синкевич Тимофей
  30. Шакалова Ксения
  31. Шперх Злата
  32. Яковлев Олег               

Разнообразие деревьев и кустарников в прилегающем к школьной территории парке

Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников учащиеся решили в прилегающем к школьной территории парке. Многие аборигенные виды им были хорошо знакомы.                                                                                                                             

1. Ель европейская

2. Сосна обыкновенная

3. Дуб черешчатый

4. Рябина обыкновенная

5. Осина

6. Тополь черный

7. Береза повислая

8. Липа сердечная

9. Клен платановидный

10. Лещина обыкновенная

11. Ольха черная

12. Ольха серая

13. Рябинник рябинолистный

14. Черемуха обыкновенная

На занятиях объединения по интересам «Экозал», уроках биологии, факультативных занятиях «Зелёные школы» было выявлено и изучено 14 видов растений, местонахождение которых обозначено на картосхеме.

 

Задание 1.4 Изучить видовое разнообразие птиц на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования

Дата выполнения: январь-май 2023 года

Участники: учащиеся 2, 7, 8 классов

Количество участников – 42 человека

Список учащихся:

  1. Ашева Альбина
  2. Бойков Данила
  3. Грунько Даниил
  4. Грибанова Валерия
  5. Иваненко Ренат
  6. Йасейн Мария
  7. Ковалев Дмитрий
  8. Лазаренко Андрей
  9. Михайлов Дмитрий
  10. Паращук Юлия
  11. Предкель Дмитрий
  12. Печенкин Никита
  13. Рыцарева Яна
  14. Самкович Олег
  15. Черепович Валерия
  16. Чикунова Мария
  17. Шперх Сергей
  18. Щемелева Алина
  19. Чернобай Диана
  20. Демьяненко Денис
  21. Анисько Диана
  22. Баньков Антон
  23. Демьяненко Денис
  24. Кролл Ульяна
  25. Мазнев Максим
  26. Рыцарев Юрий
  27. Самкович Мария
  28. Савченко Матвей
  29. Усович Ксения
  30. Хомченко Дарья
  31. Тимощенко Алексей
  32. Шаркевич Вера
  33. Божова Виолета
  34. Жуков Матвей
  35. Калач Денис
  36. Кононова Алина
  37. Кононов Милан
  38. Лапковский Вячеслав
  39. Паметникова Полина
  40. Тихенький Илья
  41. Чернобай Снежана
  42. Щемелёв Виктор

Виды птиц:

  1. Хохлатый жаворонок
  2. Серая цапля
  3. Озерная чайка
  4. Вяхирь
  5. Пестрый дятел
  6. Береговая ласточка
  7. Лесной конек
  8. Обыкновенная иволга
  9. Грач
  10. Серая ворона

 

Задание 1.5 Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования

Дата выполнения: апрель-май 2023 года

Участники: учащиеся 4, 10 -11 классов

Количество участников – 42 человека

Список учащихся:

  1. Амельченко Анна
  2. Белисова Дарья
  3. Грунько Виктор
  4. Житний Касьян 
  5. Коптелёв Артём
  6. Лапковский Владислав
  7. Самкович Сергей
  8. Усович Леонтий
  9. Герасимова Василиса
  10. Демьяненко Денис
  11. Залевский Алексей
  12. Каралькова Анна
  13. Кондратёнок Екатерина
  14. Малашенко Матвей
  15. Рыхлова София
  16. Самусенко Дарья
  17. Хмелёва Варвара
  18. Шперх Андрей
  19. Бобрик Милана
  20. Куляева Василиса
  21. Румянцева Евгения
  22. Долинина Александра
  23. Бойкова Ульяна
  24. Торбаева Виктория
  25. Плиско Ярослав
  26. Петроченко Руслан
  27. Баньков Кирилл
  28. Герасимов Константин
  29. Пашков Семен
  30. Ратаева Диана
  31. Савченко Владимир
  32. Сидорова Алина

Места наблюдения наземных насекомых

Разнообразие наземных насекомых

  1. Красотка-блестящая
  2. Дедка обыкновенный
  3. Кузнечик пестрый
  4. Уховертка обыкновенная
  5. Жужелица хлебная
  6. Кузька-крестоносец
  7. Навозник обыкновенный
  8. Усач длинноусый серый
  9. Лимонница
  10. Голубянка-икар

 

Задание 1.7 Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

Дата выполнения: ноябрь 2022 года – март 2023 года

Участники: учащиеся 1-4 классов

Количество участников  44 человека

Список учащихся:

  1. Бондарева София
  2. Герасимова Василиса
  3. Каралькова Анна
  4. Кондратёнок Екатерина
  5. Малашенко Матвей
  6. Петроченко Иван
  7. Рыхлова София
  8. Самусенко Дарья
  9. Хмелёва Варвара
  10. Шперх Андрей
  11. Бобрик Милана
  12. Куляева Василиса
  13. Петроченко Руслан
  14. Румянцева Евгения
  15. Долинина Александра
  16. Бойкова Ульяна
  17. Солодкая Мария
  18. Плиско Ярослав
  19. Торбаева Виктория
  20. Шевлюго Иван
  21. Анисько Диана
  22. Баньков Антон
  23. Демьяненко Денис
  24. Кролл Ульяна
  25. Мазнев Максим
  26. Рыцарев Юрий
  27. Самкович Мария
  28. Савченко Матвей
  29. Усович Ксения
  30. Хомченко Дарья
  31. Тимощенко Алексей
  32. Шакалов Максим
  33. Шакалов Никита
  34. Шаркевич Вера
  35. Бачище Кирилл
  36. Куляева Евгения
  37. Лапковская Василиса
  38. Мурашова Анастасия
  39. Парашчук Ярослав
  40. Румянцева Ксения
  41. Синкевич Тимофей
  42. Шакалова Ксения
  43. Шперх Злата
  44. Яковлев Олег               

 

В 2022/2023 учебном году учащиеся продолжили заботиться о пернатых друзьях в зимний период. Как обычно заранее, осеню, заготавливали корм, ремонтировали старые, но еще пригодные кормушки и изготовили несколько новых.                                                  Зимой вместе с классными руководителями ребята регулярно подкармливали, заботились, вели наблюдения и подсчеты прилетающих на кормушки птиц.  Изучали видовой состав, особенности поведения. Зима выдалась долгая, снежная. подкормку пришлось продлить почти до конца марта       

   

  

         

  

Количество и видовое разнообразие птиц, прилетающих на кормушки на территории ГУО «Краснопольская средняя школа имени С.И.Жукова Россонского района» в зимний период:

     Статистические данные определения видов и подсчет количество птиц с 09 по 21 января 2023 г.

№п/п

Вид

Кол-во наблюдений

Кол-во особей

1

Снегирь обыкновенный

13

44

2

Воробей домовой

15

78

3

Синица большая

11

27

4

Сойка

12

12

5

Голубь сизый

4

6

6

Черный дрозд

7

11

7

Лазоревка обыкновенная

10

37

8

Сорока

12

12

9

Синица длиннохвостая

11

31

10

Поползень обыкновенный

8

20

 

 

Задание 1.9. Создать и разместить на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования, убежища для беспозвоночных животных

Дата выполнения: май-июнь 2022 года.

Место выполнения: школьный парк

Участники: учащиеся 2-4 классов, учитель трудового обучения, учитель биологии

Количество участников: 24 человека

Список учащихся:

  1. Анисько Диана
  2. Баньков Антон
  3. Демьяненко Денис
  4. Кролл Ульяна
  5. Мазнев Максим
  6. Рыцарев Юрий
  7. Самкович Мария
  8. Савченко Матвей
  9. Усович Ксения
  10. Хомченко Дарья
  11. Тимощенко Алексей
  12. Шакалов Максим
  13. Шакалов Никита
  14. Шаркевич Вера
  15. Бондарева София
  16. Герасимова Василиса
  17. Кондратенок Екатерина
  18. Каралькова Анна
  19. Малашенко Матвей
  20. Петроченко Иван
  21. Рыхлова София
  22. Самусенко Дарья
  23. Хмелева Варвара
  24. Шперх Андрей

Учащиеся решили продолжить наблюдения за насекомыми, которые поселились в старых пнях. Летом 2021 года ураган повредил и полностью уничтожил 16 старых деревьев в школьном парке. После того как повал был убран работниками лесничества, учащиеся обнаружили, что многие деревья были практически разрушены внутри. Пни имеют дупла различной величины.                                        Убежища для беспозвоночных животных созданные на уроках трудового обучения, занятиях в оздоровительном лагере «Юный патриот» – домики из сучьев и вазонов, куча из листьев и травы, куча камней, продырявленные спилы деревьев так же продолжают использоваться.

 

Задание 1.10. Создать и разместить на территории учреждения образования "Клумбу для бабочек"

Дата выполнения: сентябрь 2022 года, июнь 2023 года

Место выполнения:школьная территория

Участники:  учащиеся 10 и 11 классов

Количество участников:  13 человек

Список учащихся:

  1. Амельченко Анна
  2. Белисова Дарья
  3. Грунько Виктор
  4. Житний Касьян
  5. Коптелев Артем
  6. Лапковский Владислав
  7. Самкович Сергей
  8. Усович Леонтий
  9. Баньков Кирилл
  10. Герасимов Константин
  11. Ротаева Диана
  12. Пашков Семен
  13. Савченко Владимир
  14. Сидорова Алина

На школьной территории создана «Клумба для бабочек» площадью 20 метров квадратных. 

В сентябре 2022 года учащимися 10-11 классов организовано наблюдение за насекомыми, посещающими клумбу. В мае высадили на клумбу разнообразные яркие петуньи и пеларгонии. Наблюдать за бабочками можно все лето. Первыми зацвели многолетники, которые и облюбовали бабочки, пчелы, шмели.

«Клумба для бабочек» находится на солнечном месте, защищенном от сильных ветров. Здесь имеются разнообразные камни, чтобы бабочки могли погреться на солнце, убежища, домики, защищающие бабочек от непогоды и птиц.                             

Цветник состоит из нескольких зон, цветущие растения на протяжении вегетационного периода постоянно сменяют друг друга, а так же монохромные участки:

- растения, цветущие в желтых тонах (Бархатцы, Виола, Вербейник, Лилейник, Рудбекия, Примула, Целозия, Гацания, Тагетэс (бархатцы), Целозия, Хоста); 

- растения, цветущие в сине-фиолетовых тонах (Агератум голубой, Виола, Иссоп,); 

- растения, цветущие в белых тонах (Астильба, Астры, Виола, Бальзамины, Петуния,); 

- растения, цветущие в красно-розовых тонах (, Астильба, Астры, Бадан, Бальзамины, Вербена, Гвоздика турецкая, Лилейник, Лилия, Очиток пурпурный, Петуния, Пион, Сальвия, Хризантема, Эхинацея пурпурная, Капуста декоративная, Лук, Ирисы).

Рядом находятся деревья и кустарники, необходимые для питания гусениц (береза, клен, тополь, жасмин, спирея, дуб, ясень, липа).

 

 

 

Направление І "Биоразнообразие" 2021/2022

Цель: исследовать биоразнообразие живых организмов на территории государственного учреждения образования «Краснопольская детский сад – средняя школа Россонского района» и прилегающем к ней парке; углубить знания учащихся о живой природе по средствам выполнение заданий по программе «Зеленые школы».

Задачи: изучить видовое разнообразие растений, птиц, насекомых, аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников;

научиться наблюдать, определять и описывать живые объекты;

нанести на карту-схему школьной и прилегающей к ней территории местонахождение живых объектов;

изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц;

создать и разместить на пришкольной территории убежища для беспозвоночных животных, клумбу для бабочек;

способствовать увеличению разнообразия произрастающих видов растений на школьной и прилегающей территории.

Задание 1.6. Провести анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения образования и территории природного окружения учреждения образования

Дата выполнения: май,2021

Участники: учащиеся 1-11 классов

Количество участников: 129

ПЛАН
Действий по увеличению биоразнообразия территории учреждения
образования на 2021-2023 годы.

Содержание работы

Участники

Сроки выполнения

Ответственные

1

Увеличить количество кормушек
для птиц на зимний период.
Провести конкурс среди классов на
лучшую (оригинальную) кормушку

1-11 классы

ноябрь 2021 г.,
ноябрь 2022 г.,

Учитель трудового
обучения, классные
руководители

2

Изготовить искусственные
гнездовья для птиц (скворечники,
синичники, и др.)

5-9 классы

Декабрь
2021 г.,

Январь 2022 г.

Декабрь
2022 г.,

Январь 2023 г.

Учитель трудового
обучения

3

Увеличить количество убежищ для
летучих мышей

5-9 классы

Март 2022 г.
Март 2023 г.

Учитель трудового
обучения

4

Организовать посадку местных
видов деревьев и кустарников
вдоль изгороди по периметру
территории учреждения

2-11 классы

Март-апрель
2022 г

Март-апрель
2023 г.

Классные
руководители

7

Пополнить «Клумбу для бабочек»
нектарными растениями,
обеспечить уход за ними

10 класс

Апрель-май
2022 г.,

Апрель-май
2023 г.

Карасева С.В.,
Федотова О.В.

8

Создать клумбу с дикорастущими
растениями

11 класс

Май 2022 г.,

Классный
руководитель

9

Пополнение коллекции цветочно-
декоративных многолетников и
однолетников

5-9 классы

Весна – лето
2021-2023 гг.

Классные
руководители

10

Создать «Аптекарский огород»

1-4 классы

Май-июнь

2022 г.

Классные
руководители

11

Создать «Дикий луг»

7 класс

Май 2021 г.,

Май 2022 г.,

Май 2023 г.

Зам директора по
хозчасти, учитель
биологии

12

Создать площадку в парке для
наблюдения за формированием
естественного перегноя за счет
листового опада.

5-11 класс

Осень

2021 – 2023 гг.

Учитель биологии

 Анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения образования

      Вся территория занимает площадь около 4 гектаров. Это и непосредственно школьный двор, и парк где ранее, стояла усадьба, в которой жил со своей семьей пан Гудовский. Парк был разбит паном вдоль озера с аллеями лип и серебристых тополей. Тут же, в парке, был и яблоневый сад, каждую весну радовавший всех своими бело-розовыми цветами.                              С тех пор многие деревья состарились и погибли. Ураган в июне 2021 года уничтожил 14 старых деревьев, пострадали и болеем молодые. Работники лесничества произвели санитарную вырубку и очистку парка от поваленных деревьев.                                                        В наше время парк – это зона отдыха населения в соединении с решением спортивно-образовательных задач. Молодые деревья и кустарники появляются естественным путём. Здесь много ранневесенних травянистых растений (печёночница, ветреница, примула). Обитают птицы-дуплогнёздники и летучие мыши.                                                                                          На школьной территории так же много деревьев и кустарников: береза повислая, ясень высокий, дуб черещатый, клён остролистный, липа сердцелистная, рябина обыкновенная, сосна европейская, яблоневый сад в котором произрастают пять старых деревьев и тридцать молодых, высаженных в 2016 году. Кроме того, имеются и другие плодовые деревья и кустарники – вишня, слива, крыжовник, смородина. Живая изгородь вдоль пешеходных дорожек представлена спиреей калинолистной. Интродуцированные можжевельники и туи тоже украшают территорию. На территории располагается порядка 20 клумб с однолетними и многолетними растениями, одна из которых переоборудована в «клумбу для бабочек». Видовой состав цветочно-декоративных растений разнообразен: циния, сальвия, хосты, розы, кохия, герань, примулы, лилии, ирисы, тюльпаны, ромашки, тагетис, петуньи и другие всего около 30 видов. Зеленый ковер образуют многолетние дикорастущие травянистые растения. В мае установлено произрастание и изучены биологические особенности вероники дубравной, одуванчика лекарственного, щавеля конского, звездчатки жестколистной, подорожника ланцетного, подорожника большого, ветреницы лютичной, ветреницы дубравной, печёночницы благородной, пастушьей сумки, манжетки обыкновенной, мятлика лугового,пырея ползучего, сныти обыкновенной, клевера белого. Данная работа будет продолжена.                                         В процессе наблюдения за птицами в зимний и весенний период на школьной территории определены  такие виды как – стриж чёрный, аист белый, снегирь обыкновенный, скворец обыкновенный, ласточка деревенская, синица большая,  трясогузка белая, сойка, воробей домовой, сорока, дрозд чёрный, дрозд певчий, галка,  голубь сизый, грач, ястреб-перепелятник (который охотится на голубей), кукушка, славка содовая, серая ворона, залетает на клены под окнами школы и зеленый дятел. На озере за парком ребята наблюдали большую поганку, крякву, чирка-свистункаи лебедя-шипуна. Некоторые птицы являются насекомоядными. Разнообразие насекомых так же изучалось в рамках задания. Учащиеся установили места обитания на территории учреждения следующих особей: клоп-солдатик, майский жук, муравей земляной, коровка семиточечная, кузнечик зелёный, комар звонец, ленточник тополёвый, махагон, адмирал, жужелица, клоп древесный, жук-носорог, бронзовка золотая, вредители на пришкольном участке жук колорадский, тля, медведка, капустная белянка, возле озера летают стрекозы – красотка-девушка, бабка бронзовая, большое коромысло . Для увеличения разнообразия насекомых обустроена клумба для бабочек, созданы убежища для беспозвоночных животных. Учащимися проводилось изучение особенностей их строения, питания, среды обитания, осуществлялось     наблюдение       за     поведением насекомых и птиц, их взаимоотношениями друг с другом и окружающей средой.                            Планируется обустроить большее количество искусственных гнездовий для птиц и убежищ для летучих мышей в парке. Так же учащиеся продолжат изучение видового состава дикорастущей травянистой растительности. Устойчивость экосистемы на территории учреждения образования обусловлена взаимодействием всех населяющих ее популяций. Наибольшее значение имеют топические и трофические связи, поскольку они удерживают друг возле друга организмы разных видов, объединяя их в достаточно стабильные сообщества.

    Анализ ситуации проводили учащиеся, посещающие объединение по интересам «Экозал». Материалы, полученные при выполнении заданий, будут использоваться при проведении экскурсий по экологической тропе, экологическому залу, а так же на уроках биологии, факультативных занятиях «Зеленые школы».  Составлен план действий по увеличению биоразнообразия  на территории  учреждения образования

Задание 1.7. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

Дата выполнения: ноябрь 2021 года – март 2022 года

Участники: учащиеся 1-4 классов

Количество участников  49 человек

Список учащихся:

  1. Бондарева Полина
  2. Бондарева Карина
  3. Герасимова Василиса
  4. Демьяненко Денис
  5. Залевский Алексей
  6. Каралькова Анна
  7. Кондратёнок Екатерина
  8. Малашенко Матвей
  9. Рыхлова София
  10. Самусенко Дарья
  11. Хмелёва Варвара
  12. Шперх Андрей
  13. Бобрик Милана
  14. Куляева Василиса
  15. Румянцева Евгения
  16. Долинина Александра
  17. Бойкова Ульяна
  18. Лисовский Вячеслав
  19. Плиско Ярослав
  20. Бондарева Евгения
  21. Грибовский Павел
  22. Демьяненко Дмитрий
  23. Калач Роман
  24. Кролл Андрей
  25. Кригина Екатерина
  26. Лазаренко Анна
  27. Паращук Сергей
  28. Савченко Полина
  29. Свердлова Елизавета
  30. Свердлова Яна
  31. Сидорова Ангелина
  32. Тращенко Анна
  33. Федоренко Никита
  34. Шакалов Артём
  35. Шаркевич Матвей
  36. Анисько Диана
  37. Баньков Антон
  38. Демьяненко Денис
  39. Кролл Ульяна
  40. Мазнёв Максим
  41. Рыцэрев Юрий
  42. Савченко Матвей
  43. Самкович Мария
  44. Тимощенко Алексей
  45. Усович Ксения
  46. Хомченко Дарья
  47. Шакалов Максим
  48. Шакалов Никита
  49. Шаркевич Вера

    Давно известно, что многие птицы погибают зимой не из-за холода, а из-за отсутствия привычного полноценного питания. Поэтому, для сохранения популяции птиц, многим из них необходима подкормка.

      Зима – тяжелое время года для всех птиц, но не из-за холода и морозов, а из-за того, что с наступлением холодов исчезает или значительно сокращается их кормовая база. Чтобы не замерзнуть и поддерживать постоянную температуру тела им требуется много энергии, а для этого нужно постоянно пополнять ее – питаться, причем чаше и больше, чем в летний период времени. «Сытому морозы не страшны» – так можно сказать о птицах. Поэтому птицы стремятся туда, где проще найти корм и можно спрятаться от зимней стужи – в населенные пункты, ближе к людям.                         

          Ученики готовились заботиться о пернатых друзьях задолго до наступления холодов. На уроках трудового обучения и дома с родителями изготовили новые кормушки. Годится разный материал: дерево, строительные обреки, пластиковые бутылки, упаковки от сока и другие. Затем развесили их на деревья под окнами школы и на территории, создав, таким образом, природоохранную зону для птиц. Учащиеся начальных классов приняли активное участие в акции «Поможем пернатому другу». Вместе с классными руководителями ребята регулярно подкармливали заботились, вели наблюдения и подсчеты прилетающих на кормушки птиц.               Летом собрали и насушили небольшое количество ягод, желудей, орехов и других плодов, пригодных для подкормки птиц. Все это «богатство» затем принесли осенью в школу. Коллективно заготовили рябину, яблоки, калину. Родители и работники учреждения образования собрали пшено, просо, овес, пшеницу, овсяные хлопья, несоленое сало.

Количество и видовое разнообразие птиц, прилетающих на кормушки на территории ГУО «Краснопольская детский сад – средняя школа Россонского района» в зимний период:

      С декабря 2021 по март 2022 г. ребята ежедневно в 14.40 насыпали в кормушки корм. Наблюдали за птицами на кормушках течении 20-30 минут после закладки корма, а также во время перерывов между учебными занятиями. Определяли виды и подсчитывали количество птиц с 10 по 22 января 2022 г.

№п/п

Вид

Кол-во наблюдений

Кол-во особей

1

Черный дрозд

15

71

2

Воробей домовой

25

123

3

Голубь сизый

4

9

4

Сойка

10

37

5

Снегирь обыкновенный

5

28

6

Синица большая

25

126

7

Лазоревка обыкновенная

19

95

8

Поползень обыкновенный

7

15

9

Синица длиннохвостая

15

36

10

Сорока

17

55

Задание 1.8 Создать и разместить на территории учреждения образования искусственные гнездовья для птиц

Дата выполнения: февраль – март 2022 года

Участники: учащиеся 8 - 10 классов

Количество участников – 15 человек

Список учащихся:

  1.      Бойков Глеб
  2.      Герасимов Глеб
  3.      Кролл Захар
  4.      Пудов Алексей
  5.      Баньков Кирилл
  6.      Герасимов Константин
  7.      Савченко Владимир
  8.      Пашков Семен
  9.      Калач Андрей
  10.      Грунько Виктор
  11.      Житний Касьян
  12.      Коптелёв Артём
  13.      Лапковский Владислав
  14.      Самкович Сергей
  15.      Усович Леонтий

    Люди давно заметили, что птицы, поселившиеся на участке возле дома, активнее уничтожают вредителей сельского хозяйства. С целью увеличения и укрепления популяций, привлечения птиц, наблюдения за их жизнью учащиеся учреждения образования решили построить и установить новые закрытые искусственные гнездовья для   птиц.                      

     На уроках трудового обучения за февраль – март 2022 года изотовили 7 новых скворечников и разместили их на кленах возле здания школы.  Было обследовано 23 уже имеющихся скворечника. 5 из них пришло в негодность, 3 нуждались в ремонте. Сейчас своих «хозяев» дожидаются 25 скворечников на территории школы.

                      

Задание 1.1 Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования

Дата выполнения: сентябрь 2021 года, май 2022 года

Участники: учащиеся 3, 4, 7 классов

Количество участников – 44 человека

Список учащихся:

  1. Шперх Андрей
  2. Бобрик Милана
  3. Куляева Василиса
  4. Румянцева Евгения
  5. Далинина Александра
  6. Бойкова Ульяна
  7. Петроченко Руслан
  8. Рыхлова Дарья
  9. Солодкая Мария
  10. Торбаева Виктория
  11. Плиско Ярослав
  12. Грибовский Павел
  13. Демьяненко Дмитрий
  14. Калач Роман
  15. Кролл Андрей
  16. Кригина Екатерина
  17. Лазаренко Анна
  18. Паращук Сергей
  19. Савченко Полина
  20. Свердлова Елизавета
  21. Свердлова Яна
  22. Сидорова Ангелина
  23. Тращенко Анна
  24. Федоренко Никита
  25. Шакалов Артём
  26. Шаркевич Матвей
  27. Ашева Альбина
  28. Бойков Данила
  29. Грунько Даниил
  30. Грибанова Валерия
  31. Иваненко Ренат
  32. Йасейн Мария
  33. Ковалев Дмитрий
  34. Лазаренко Андрей
  35. Михайлов Дмитрий
  36. Паращук Юлия
  37. Предкель Дмитрий
  38. Печенкин Никита
  39. Рыцарева Яна
  40. Самкович Олег
  41. Черепович Валерия
  42. Чикунова Мария
  43. Шперх Сергей
  44. Щемелева Алина

Виды дикорастущих травянистых растений

  1. Хвощ полевой

2. Чистотел большой

3. Гулявник лекарственный

4. Ярутка полевая

5. Лапчатка гусиная

6. Герань луговая

7. Вьюнок полевой

8. Синяк обыкновенный

9. Цикорий обыкновенный

10. Василек луговой

 

Задание 1.3. Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

Дата выполнения: май 2022 года

Участники: учащиеся 1-2, 10 -11 классов

Количество участников – 37 человек

Список учащихся:

  1. Амельченко Анна
  2. Белисова Дарья
  3. Грунько Виктор
  4. Житний Касьян 
  5. Коптелёв Артём
  6. Лапковский Владислав
  7. Самкович Сергей
  8. Усович Леонтий
  9. Амельченко Юлия
  10. Данильченко Любовь
  11. Карпенко Валентина
  12. Малашенко Яна
  13. Медвецкая Анастасия
  14. Анисько Диана
  15. Баньков Антон
  16. Демьяненко Денис
  17. Кролл Ульяна
  18. Мазнев Максим
  19. Рыцарев Юрий
  20. Самкович Мария
  21. Савченко Матвей
  22. Усович Ксения
  23. Хомченко Дарья
  24. Тимощенко Алексей
  25. Шакалов Максим
  26. Шакалов Никита
  27. Шаркевич Вера
  28. Бондарева София
  29. Герасимова Василиса
  30. Кондратенок Екатерина
  31. Каралькова Анна
  32. Малашенко Матвей
  33. Петроченко Иван
  34. Рыхлова София
  35. Самусенко Дарья
  36. Хмелева Варвара
  37. Шперх Андрей

               

Разнообразие деревьев и кустарников в дендрарии Краснопольского лесничества

Для изучения разнообразия аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников учащиеся направились в дендрарий Краснопольского лесничества. В дендрарии ребята познакомились с 35 видами растений. Многие аборигенные виды им были хорошо знакомы, с некоторыми встретились впервые.                                                                                             Учащиеся решили наблюдать за ростом и развитием растений, высаженных в дендрарии этой весной, подробнее изучить биологические особенности заинтересовавших их видов                                                        

  1. Можжевельник казацкий
  2. Бересклет бородавчатый
  3. Шиповник дикий
  4. Туя западная
  5. Каштан конский
  6. Вишня войлочная
  7. Облепиха обыкновенная
  8. Сирень китайская
  9. Орех манжурский
  10. Бересклет четырехгранный
  11. Ива белая
  12. Лиственница европейская
  13. Акация желтая

Площадь школьной территории вместе с прилегающим парком и стадионом составляет около четырёх гектаров. При выполнении задания за данный период изучили виды аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на площади один гектар непосредственно возле здания школы.

На занятиях объединения по интересам «Экозал», уроках биологии, факультативных занятиях «Зелёные школы» было выявлено и изучено 14 видов растений, местонахождение которых обозначено на картосхеме.

В дальнейшем планируем изучить и описать растения парковой зоны и интродуцированные туи и можжевельники произрастающие на школьной территории.

 

Задание 1.4 Изучить видовое разнообразие птиц на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования

Дата выполнения: январь-май 2022 года

Участники: учащиеся 1-4 классов

Количество участников – 49 человек

Список учащихся:

  1. Герасимова Василиса
  2. Демьяненко Денис
  3. Каралькова Анна
  4. Кондратёнок Екатерина
  5. Малашенко Матвей
  6. Петроченко Иван
  7. Рыхлова София
  8. Самусенко Дарья
  9. Хмелёва Варвара
  10. Шперх Андрей
  11. Бобрик Милана
  12. Куляева Василиса
  13. Румянцева Евгения
  14. Далинина Александра
  15. Бойкова Ульяна
  16. Петроченко Руслан
  17. Плиско Ярослав
  18. Рыхлова Дарья
  19. Солодкая Мария
  20. Торбаева Виктория
  21. Грибовский Павел
  22. Демьяненко Дмитрий
  23. Калач Роман
  24. Кролл Андрей
  25. Кригина Екатерина
  26. Лазаренко Анна
  27. Паращук Сергей
  28. Савченко Полина
  29. Свердлова Елизавета
  30. Свердлова Яна
  31. Сидорова Ангелина
  32. Тращенко Анна
  33. Федоренко Никита
  34. Шакалов Артём
  35. Шаркевич Матвей
  36. Анисько Диана
  37. Баньков Антон
  38. Демьяненко Денис
  39. Кролл Ульяна
  40. Мазнев Максим
  41. Рыцарев Юрий
  42. Самкович Мария
  43. Савченко Матвей
  44. Усович Ксения
  45. Хомченко Дарья
  46. Тимощенко Алексей
  47. Шакалов Максим
  48. Шакалов Никита
  49. Шаркевич Вера

 

Виды птиц

  1. Большая поганка

2. Лебедь-шипун

3. Кряква

4. Чирок-свистунок

5. Ястреб-перепелятник

6. Кукушка

7. Зеленый дятел

8. Грач

9. Серая ворона

10. Содовая славка

 

Задание 1.5 Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования

Дата выполнения: апрель-май 2022 года

Участники: учащиеся 2, 9-11 классов

Количество участников – 42 человека

Список учащихся:

  1. Амельченко Анна
  2. Белисова Дарья
  3. Грунько Виктор
  4. Житний Касьян 
  5. Коптелёв Артём
  6. Лапковский Владислав
  7. Самкович Сергей
  8. Усович Леонтий
  9. Амельченко Юлия
  10. Данильченко Любовь
  11. Карпенко Валентина
  12. Малашенко Яна
  13. Медвецкая Анастасия
  14. Герасимова Василиса
  15. Демьяненко Денис
  16. Залевский Алексей
  17. Каралькова Анна
  18. Кондратёнок Екатерина
  19. Малашенко Матвей
  20. Рыхлова София
  21. Самусенко Дарья
  22. Хмелёва Варвара
  23. Шперх Андрей
  24. Бобрик Милана
  25. Куляева Василиса
  26. Румянцева Евгения
  27. Долинина Александра
  28. Бойкова Ульяна
  29. Торбаева Виктория
  30. Плиско Ярослав
  31. Петроченко Руслан
  32. Обманщикова Полина
  33. Баньков Кирилл
  34. Герасимов Константин
  35. Луферова Диана
  36. Минина Алина
  37. Пашков Семен
  38. Ратаева Диана
  39. Савченко Владимир
  40. Студенкова Алиса
  41. Сидорова Алина
  42. Калач Андрей 

Места наблюдения наземных насекомых

Разнообразие наземных насекомых

  1. Красотка-девушка

2. Бабка бронзовая

3. Коромысло большое

4. Клоп древесный-зеленый

5. Медведка обыкновенная

6. Плавунец окаймленный

7. Жук-носорог

8. Бронзовка золотистая

9. Щелкун черный

10. Жук колорадский

  

Задание 1.9. Создать и разместить на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования, убежища для беспозвоночных животных

Дата выполнения: май-июнь 2022 года.

Место выполнения: школьный парк

Участники: учащиеся 1-3 классов, учитель трудового обучения, учитель биологии

Количество участников: 24 человека

Список учащихся:

  1. Анисько Диана
  2.  Баньков Антон
  3.  Демьяненко Денис
  4.  Кролл Ульяна
  5.  Мазнев Максим
  6.  Рыцарев Юрий
  7.  Самкович Мария
  8.  Савченко Матвей
  9.  Усович Ксения
  10. Хомченко Дарья
  11. Тимощенко Алексей
  12. Шакалов Максим
  13. Шакалов Никита
  14. Шаркевич Вера
  15. Бондарева София
  16. Герасимова Василиса
  17. Кондратенок Екатерина
  18. Каралькова Анна
  19. Малашенко Матвей
  20. Петроченко Иван
  21. Рыхлова София
  22. Самусенко Дарья
  23. Хмелева Варвара
  24. Шперх Андрей

    Летом 2021 года ураган повредил и полностью уничтожил 16 старых деревьев в школьном парке. После того как повал был убран работниками лесничества, учащиеся обнаружили, что многие деревья были практически разрушены внутри. Пни имеют дупла различной величины. Где-то уже живут насекомые, где-то беспозвоночные поселились весной.  решили организовать наблюдение за естественными убежищами.                        

    На окраине парка под сосной муравьи соорудили себе жилище – муравейник. Ребята соорудили ограждение, что бы никто не потревожил трудолюбивых насекомых.          

     Убежища для беспозвоночных животных созданные на уроках трудового обучения, занятиях в оздоровительном лагере «Зелёная планета» – домики из сучьев и вазонов, куча из листьев и травы, куча камней, продырявленные спилы деревьев так же продолжают использоваться.

 

 

 

Задание 1.10. Создать и разместить на территории учреждения образования "Клумбу для бабочек"

Дата выполнения: сентябрь 2021 года, июнь 2022 года

Место выполнения:школьная территория

Участники:  учащиеся 10 и 11 классов

Количество участников:  13 человек

Список учащихся:

  1. Амельченко Анна
  2. Белисова Дарья
  3. Грунько Виктор
  4. Житний Касьян
  5. Коптелев Артем
  6. Лапковский Владислав
  7. Самкович Сергей
  8. Усович Леонтий
  9. Амельченко Юлия
  10. Данильченко Любовь
  11. Карпенко Валентина
  12. Малашенко Яна
  13. Медвецкая Анастасия

На школьной территории создана «Клумба для бабочек» площадью 20 метров квадратных. 

В сентябре 2021 года учащимися 10-11 классов организовано наблюдение за насекомыми, посещающими клумбу. Бабочкам особенно понравился цветущий, ароматный седум, который привлекал так же и большое количество шмелей и пчел. В мае высадили на клумбу разнообразные яркие петуньи и пеларгонии. Наблюдать за бабочками можно все лето.

«Клумба для бабочек» находится на солнечном месте, защищенном от сильных ветров. Здесь имеются разнообразные камни, чтобы бабочки могли погреться на солнце, убежища, домики, защищающие бабочек от непогоды и птиц.                             

Цветник состоит из нескольких зон, цветущие растения на протяжении вегетационного периода постоянно сменяют друг друга, а так же монохромные участки:

- растения, цветущие в желтых тонах (Бархатцы, Виола, Вербейник, Лилейник, Рудбекия, Примула, Целозия, Гацания, Тагетэс (бархатцы), Целозия, Хоста); 

- растения, цветущие в сине-фиолетовых тонах (Агератум голубой, Виола, Иссоп,); 

- растения, цветущие в белых тонах (Астильба, Астры, Виола, Бальзамины, Петуния,); 

- растения, цветущие в красно-розовых тонах (, Астильба, Астры, Бадан, Бальзамины, Вербена, Гвоздика турецкая, Лилейник, Лилия, Очиток пурпурный, Петуния, Пион, Сальвия, Хризантема, Эхинацея пурпурная, Капуста декоративная, Лук, Ирисы).

Рядом находятся деревья и кустарники, необходимые для питания гусениц (береза, клен, тополь, жасмин, спирея, дуб, ясень, липа).

 

Направление І "Биоразнообразие" 2020/2021

Цель: исследовать биоразнообразие живых организмов на территории государственного учреждения образования «Краснопольская детский сад – средняя школа Россонского района» и прилегающем к ней парке; углубить знания учащихся о живой природепосредствам выполнение заданий по программе «Зеленые школы».

Задачи: изучить видовое разнообразие растений, птиц, насекомых, аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников;

научиться наблюдать, определять и описывать живые объекты;

нанести на картосхему школьной и прилегающей к ней территории местонахождение живых объектов;

изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц;

создать и разместить на пришкольной территории убежища для беспозвоночных животных, клумбу для бабочек;

способствовать увеличению разнообразия произрастающих видов растений на школьной и прилегающей территории.

Задание 1.1 Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования

Дата выполнения: апрель-май 2021 года

Участники: учащиеся 1-4 классов

Количество участников – 45 человек

Список учащихся:

  1. Бондарева Полина
  2. Бондарева Карина
  3. Герасимова Василиса
  4. Демьяненко Денис
  5. Залевский Алексей
  6. Каралькова Анна
  7. Кондратёнок Екатерина
  8. Малашенко Матвей
  9. Рыхлова София
  10. Самусенко Дарья
  11. Хмелёва Варвара
  12. Шперх Андрей
  13. Бобрик Милана
  14. Куляева Василиса
  15. Румянцева Евгения
  16. Долинина Александра
  17. Бойкова Ульяна
  18. Лисовский Вячеслав
  19. Плиско Ярослав
  20. Бондарева Евгения
  21. Грибовский Павел
  22. Демьяненко Дмитрий
  23. Калач Роман
  24. Кролл Андрей
  25. Кригина Екатерина
  26. Лазаренко Анна
  27. Паращук Сергей
  28. Савченко Полина
  29. Свердлова Елизавета
  30. Свердлова Яна
  31. Сидорова Ангелина
  32. Тращенко Анна
  33. Федоренко Никита
  34. Шакалов Артём
  35. Шаркевич Матвей
  36. Карпова Валерия
  37. Кожемяченко Игорь
  38. Картавенко Александр
  39. Медвецкая Александра
  40. Медвецкая Полина
  41. Роговский Александр
  42. Рыцерева Юлия
  43. Хохленко Алёна
  44. Фролов Артём
  45. Чепик Константин

 Виды дикорастущих травянистых растений

  1. Вероника дубравная
  2. Одуванчик лекарственный
  3. Щавель конский
  4. Звездчатка жестколистная
  5. Подорожник ланцетный
  6. Подорожник большой
  7. Ветреница лютичная
  8. Ветреница дубравная
  9. Печёночница благородная
  10. Пастушья сумка
  11. Манжетка обыкновенная
  12. Мятлик луговой
  13. Пырей ползучий
  14. Сныть обыкновенная
  15. Клевер белый

1. Вероника дубравная


2. Одуванчик лекарственный

3. Щавель конский

4. Звездчатка жестколистная

5. Подорожник ланцетный

6. Подорожник большой

7. Ветреница лютичная

8. Ветреница дубравная

9.Печёночница благородная

10. Пастушья сумка

11. Манжетка обыкновенная

12. Мятлик луговой

13. Пырей ползучий

14. Сныть обыкновенная

15. Клевер белый

Задание 1.2

Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации) используя квадратную рамку со стороной в 1 м.

Время изучения: май 2021 года

Всего участников: 26

Участники: учащиеся 2-7 классов

Список участников:

  1. Бобрик Милана
  2. Куляева Василиса
  3. Румянцева Евгения
  4. Долинина Александра
  5. Бойкова Ульяна
  6. Лисовский Вячеслав
  7. Плиско Ярослав
  8. Рыхлова София
  9. Тарбаева Виктория
  10. Солодкая Мария
  11. Залевская Дарья
  12. Лазаренко Анна
  13. Паметникова Полина
  14. Йассеин Мария
  15. Чикунова Мария
  16. Федоренко Татьяна
  17. Карпова Валерия
  18. Кожемяченко Игорь
  19. Картавенко Александр
  20. Медвецкаая Александра
  21. Медвецкая Полина
  22. Роговский Александр
  23. Рыцерева Юлия
  24. Хохленко Алёна
  25. Фролов Артём
  26. Чепик Константин

Взяв квадратную рамку со стороной 1м2, учащиеся провели подсчет растений на участках:

«Квадрат №1» не скашиваемый участок вблизи парка (затенённое место);

«Квадрат №2» солнечное место, скашиваемый участок;

«Квадрат №3» на стадионе (вытаптываемый участок);

«Квадрат № 4» вблизи спортивного городка (вытаптываемый участок);

«Квадрат № 5» на участке, оставленном без кошения.

1. Видовой состав растений «квадрата № 1» не скашиваемый участок вблизи парка (затенённое место)

№ п/п

Названия растений

Количество

1

Сныть обыкновенная

12

2

Ветреница дубравная

5

3

Пырей ползучий

16

4

Молиния голубая

11

Всего:

44

 

 2. Видовой состав растений «квадрата № 2» солнечное место, скашиваемый участок

№ п/п

Названия растений

Количество

1

Вероника дубравная

4

2

Клевер белый

8

3

Манжетка обыкновенная

7

4

Лапчатка гусиная

4

5

Мятлик луговой

23

6

Одуванчик лекарственный

9

7

Подорожник большой

2

8

Подорожник ланцетолистный

1

9

Пырей ползучий

23

10

Щавель конский

1

Всего:

82

 3.Видовой состав растений «квадрата № 3» на стадионе (вытаптываемый участок)

№ п/п

Названия растений

Количество

1

Подорожник большой

8

2

Мятлик луговой

12

3

Одуванчик лекарственный

1

4

Пырей ползучий

11

5

Щавель кислый

4

Всего:

36

 4.Видовой состав растений «квадрата № 4» вблизи спортивного городка (вытаптываемый участок)

№ п/п

Названия растений

Количество

1

Подорожник большой

2

2

Мятлик луговой

22

3

Одуванчик лекарственный

1

4

Пырей ползучий

13

Всего:

38

 5. Видовой состав растений «квадрата № 5» на участке, оставленном без кошения

№ п/п

Названия растений

Количество

1

Вероника дубравная

6

2

Горошек мышиный

1

3

Манжетка обыкновенная

5

4

Клевер белый

9

5

Клевер розовый  

2

6

Фиалка трехцветная

2

7

Тысячелистник обыкновенный 

6

8

Лапчатка гусиная

12

9

Мятлик луговой 

21

10

Тимофеевка луговая 

8

11

Одуванчик лекарственный 

21

12

Подорожник большой

4

13

Пырей ползучий

7

14

Сныть обыкновенная 

6

Всего:

108

 В ходе изучения растений на участках с различной освещенностью и условиями использования, было установлено, что видовой состав и число растений на солнечных участках более разнообразно по видовому составу и общему количеству видов. Нынешней весной скашивания растительности еще не производилось из-за низких среднесуточных температур наблюдался замедленный рост растений. Планируется дальнейшее изучение разнообразия дикорастущих травянистых растений с разграничением скашиваемых и не скашиваемых участков.   На затененном и вытаптываемых участках видовой состав и число растений меньше, чем на других участках. Сравнивая вытаптываемые участки, обнаружилось, что число видов растений примерно одинаковое (4). При анализе видового состава растений всех участков обнаружено, что на всех них встречается одуванчик лекарственный, мятлик обыкновенный, пырей ползучий.

Вывод: на солнечной стороне где наименьшее воздействие антропогенного фактора богатый видовой и количественный состав дикорастущих травянистых растений. На затененных участках наблюдается зарастание мхами и скудная травянистая растительность. Вытаптываемые участки так же характеризуются малым видовым и количественным составом.

 

 Задание 1.3. Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

Дата выполнения: апрель-май 2021 года

Участники: учащиеся 1-2, 9 -11 классов

Количество участников – 43 человека

Список учащихся:

  1. Амельченко Анна
  2. Белисова Дарья
  3. Грунько Виктор
  4. Житний Касьян 
  5. Коптелёв Артём
  6. Купришина Ангелина
  7. Лапковский Владислав
  8. Рудак Диана
  9. Самкович Сергей
  10. Слизень Виктория
  11. Усович Леонтий
  12. Амельченко Юлия
  13. Данильченко Любовь
  14. Карпенко Валентина
  15. Малашенко Яна
  16. Медвецкая Анастасия
  17. Амельченко Нина
  18. Артюх Илья
  19. Вороненко Никита
  20. Жуков Никита
  21. Кривошеева Анастасия
  22. Парфёнова Валерия
  23. Яковлев Илья
  24. Бондарева Полина
  25. Бондарева Карина
  26. Герасимова Василиса
  27. Демьяненко Денис
  28. Залевский Алексей
  29. Каралькова Анна
  30. Кондратёнок Екатерина
  31. Малашенко Матвей
  32. Рыхлова София
  33. Самусенко Дарья
  34. Хмелёва Варвара
  35. Шперх Андрей
  36. Бобрик Милана
  37. Куляева Василиса
  38. Румянцева Евгения
  39. Долинина Александра
  40. Бойкова Ульяна
  41. Лисовский Вячеслав
  42. Плиско Ярослав
  43. Тарбаева Виктория

 Разнообразие деревьев и кустарников на пришкольной территории

Аборигенные виды

1. Береза повислая

2. Вяз гладкий

3. Дуб черещатый

4. Клён остролистный

5. Липа сердцелистная

6. Рябина обыкновенная

7. Сосна европейская

Интродуцированные виды

8. Вишня

9. Крыжовник

10. Слива

11. Смородина белая

12. Смородина чёрная

13. Спирея калиналистная

14. Яблоня

 Площадь школьной территории вместе с прилегающим парком и стадионом составляет около четырёх гектаров. При выполнении задания за данный период изучили виды аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на площади один гектар непосредственно возле здания школы.

На занятиях объединения по интересам «Экозал», уроках биологии, факультативных занятиях «Зелёные школы» было выявлено и изучено 14 видов растений, местонахождение которых обозначено на картосхеме.

В дальнейшем планируем изучить и описать растения парковой зоны и интродуцированные туи и можжевельники произрастающие на школьной территории.

 

Задание 1.4 Изучить видовое разнообразие птиц на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования

Дата выполнения: январь-май 2021 года

Участники: учащиеся 1-4 классов

Количество участников – 45 человек

Список учащихся:

  1. Бондарева Полина
  2. Бондарева Карина
  3. Герасимова Василиса
  4. Демьяненко Денис
  5. Залевский Алексей
  6. Каралькова Анна
  7. Кондратёнок Екатерина
  8. Малашенко Матвей
  9. Рыхлова София
  10. Самусенко Дарья
  11. Хмелёва Варвара
  12. Шперх Андрей
  13. Бобрик Милана
  14. Куляева Василиса
  15. Румянцева Евгения
  16. Долинина Александра
  17. Бойкова Ульяна
  18. Лисовский Вячеслав
  19. Плиско Ярослав
  20. Бондарева Евгения
  21. Грибовский Павел
  22. Демьяненко Дмитрий
  23. Калач Роман
  24. Кролл Андрей
  25. Кригина Екатерина
  26. Лазаренко Анна
  27. Паращук Сергей
  28. Савченко Полина
  29. Свердлова Елизавета
  30. Свердлова Яна
  31. Сидорова Ангелина
  32. Тращенко Анна
  33. Федоренко Никита
  34. Шакалов Артём
  35. Шаркевич Матвей
  36. Карпова Валерия
  37. Кожемяченко Игорь
  38. Картавенко Александр
  39. Медвецкая Александра
  40. Медвецкая Полина
  41. Роговский Александр
  42. Рыцерева Юлия
  43. Хохленко Алёна
  44. Фролов Артём
  45. Чепик Константин

Виды птиц

    1. Стриж чёрный
    2. Аист белый
    3. Снегирь обыкновенный
    4. Скворец обыкновенный
    5. Ласточка деревенская
    6. Синица большая
    7. Трясогузка белая
    8. Сойка
    9. Воробей домовой
    10. Сорока
    11. Дрозд чёрный
    12. Дрозд певчий
    13. Галка
    14. Голубь сизый

      1. Стриж

      2. Аист белый

      3.Снегирь обыкновенный

      4. Обыкновенный скворец

      5. Деревенская ласточка

      6. Большая синица

      7. Белая трясогузка

      8. Сойка

      9. Воробей домовой

      10. Сорока

       11. Дрозд чёрный

      12. Дрозд певчий

      13. Галка

      14. Голубь сизый

Задание 1.5 Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования

Дата выполнения: апрель-май 2021 года

Участники: учащиеся 1-2, 9-11 классов

Количество участников – 42 человека

Список учащихся:

  1. Амельченко Анна
  2. Белисова Дарья
  3. Грунько Виктор
  4. Житний Касьян 
  5. Коптелёв Артём
  6. Купришина Ангелина
  7. Лапковский Владислав
  8. Рудак Диана
  9. Самкович Сергей
  10. Слизень Виктория
  11. Усович Леонтий
  12. Амельченко Юлия
  13. Данильченко Любовь
  14. Карпенко Валентина
  15. Малашенко Яна
  16. Медвецкая Анастасия
  17. Амельченко Нина
  18. Артюх Илья
  19. Вороненко Никита
  20. Жуков Никита
  21. Кривошеева Анастасия
  22. Парфёнова Валерия
  23. Яковлев Илья
  24. Бондарева Полина
  25. Бондарева Карина
  26. Герасимова Василиса
  27. Демьяненко Денис
  28. Залевский Алексей
  29. Каралькова Анна
  30. Кондратёнок Екатерина
  31. Малашенко Матвей
  32. Рыхлова София
  33. Самусенко Дарья
  34. Хмелёва Варвара
  35. Шперх Андрей
  36. Бобрик Милана
  37. Куляева Василиса
  38. Румянцева Евгения
  39. Долинина Александра
  40. Бойкова Ульяна
  41. Лисовский Вячеслав
  42. Плиско Ярослав

Места наблюдения наземных насекомых

Разнообразие наземных насекомых

    1. Клоп-солдатик
    2. Майский жук
    3. Муравей земляной
    4. Коровка семиточечная
    5. Кузнечик зелёный
    6. Тля
    7. Комар звонец
    8. Капустная белянка
    9. Ленточник тополёвый
    10. Махагон
    11. Адмирал
    12. Жужелица

1. Клоп - солдатик

2. Майский жук

3. Муравей земляной

4. Коровка семиточечная

5. Кузнечик зелёный

6. Тля

7. Комар звонец

8. Капустная белянка

9. Ленточник тополёвый

10. Махагон

11. Адмирал

12. Жужелица

Задание 1.6. Провести анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения образования и территории природного окружения учреждения образования

Дата выполнения: май,2021

Участники: учащиеся 1-11 классов

Количество участников: 132

ПЛАН
Действий по увеличению биоразнообразия территории учреждения
образования на 2021-2023 годы.

 

Содержание работы

Участники

Сроки выполнения

Ответственные

1

Увеличить количество кормушек
для птиц на зимний период.
Провести конкурс среди классов на
лучшую (оригинальную) кормушку

1-11 классы

ноябрь 2021 г.,
ноябрь 2022 г.,

Учитель трудового
обучения, классные
руководители

2

Изготовить искусственные
гнездовья для птиц (скворечники,
синичники, и др.)

5-9 классы

Декабрь
2021 г.,

Январь 2022 г.

Декабрь
2022 г.,

Январь 2023 г.

Учитель трудового
обучения

3

Увеличить количество убежищ для
летучих мышей

5-9 классы

Март 2022 г.
Март 2023 г.

Учитель трудового
обучения

4

Организовать посадку местных
видов деревьев и кустарников
вдоль изгороди по периметру
территории учреждения

2-11 классы

Март-апрель
2022 г

Март-апрель
2023 г.

Классные
руководители

7

Пополнить «Клумбу для бабочек»
нектарными растениями,
обеспечить уход за ними

10 класс

Апрель-май
2022 г.,

Апрель-май
2023 г.

Карасева С.В.,
Федотова О.В.

8

Создать клумбу с дикорастущими
растениями

11 класс

Май 2022 г.,

Классный
руководитель

9

Пополнение коллекции цветочно-
декоративных многолетников и
однолетников

5-9 классы

Весна – лето
2021-2023 гг.

Классные
руководители

10

Создать «Аптекарский огород»

1-4 классы

Май-июнь

2019 г.

Классные
руководители

11

Создать «Дикий луг»

7 класс

Май 2021 г.,

Май 2022 г.,

Май 2023 г.

Зам директора по
хозчасти, учитель
биологии

12

Создать площадку в парке для
наблюдения за формированием
естественного перегноя за счет
листового опада.

5-11 класс

Осень

2021 – 2023 гг.

Учитель биологии

  Вся территория занимает площадь около 4 гектаров. Это и непосредственно школьный двор, и парк где ранее, стояла усадьба, в которой жил со своей семьей пан Гудовский. Парк был разбит паном вдоль озера с аллеями лип и серебристых тополей. Тут же, в парке, был и яблоневый сад, каждую весну радовавший всех своими бело-розовыми цветами.

  С тех пор многие деревья состарились и погибли. В наше время парк – это зона отдыха населения в соединении с решением спортивно-образовательных задач. Молодые деревья и кустарники появляются естественным путём. Здесь много ранневесенних травянистых растений (печёночница, ветреница, примула). Обитают птицы-дуплогнёздники и летучие мыши.

   На школьной территории так же много деревьев и кустарников: береза повислая, ясень высокий, дуб черещатый, клён остролистный, липа сердцелистная, рябина обыкновенная, сосна европейская, яблоневый сад в котором произрастают пять старых деревьев и тридцать молодых, высаженных в 2016 году. Кроме того, имеются и другие плодовые деревья и кустарники – вишня, слива, крыжовник, смородина. Живая изгородь вдоль пешеходных дорожек представлена спиреей калинолистной. Интродуцированные можжевельники и туи тоже украшают территорию, описать их видовой состав планируется осенью 2021 года.

   На территории располагается порядка 20 клумб с однолетними и многолетними растениями, одна из которых переоборудована в «клумбу для бабочек». Видовой состав цветочно-декоративных растений разнообразен: циния, сальвия, хосты, розы, кохия, герань, примулы, лилии, ирисы, тюльпаны, ромашки, тагетис, и другие всего около 30 видов.

    Зеленый ковер образуют многолетние дикорастущие травянистые растения. В мае установлено произрастание и изучены биологические особенности вероники дубравной, одуванчика лекарственного, щавеля конского, звездчатки жестколистной, подорожника ланцетного, подорожника большого, ветреницы лютичной, ветреницы дубравной, печёночницы благородной, пастушьей сумки, манжетки обыкновенной, мятлика лугового,пырея ползучего, сныти обыкновенной, клевера белого. Данная работа будет продолжена.

  В процессе наблюдения за птицами в зимний и весенний период на школьной территории определены         такие виды как – стриж чёрный, аист белый, снегирь обыкновенный, скворец обыкновенный, ласточка деревенская, синица большая, трясогузка белая, сойка, воробей домовой, сорока, дрозд чёрный, дрозд певчий, галка, голубь сизый.     

  Некоторые птицы являются насекомоядными. Разнообразие насекомых так же изучалось в рамках задания. Учащиеся установили места обитания на территории учреждения следующих особей: клоп-солдатик, майский жук, муравей земляной, коровка семиточечная, кузнечик зелёный, тля, комар звонец, капустная белянка, ленточник тополёвый, махагон, адмирал, жужелица. Для увеличения разнообразия насекомых обустроена клумба для бабочек, созданы убежища для беспозвоночных животных. Учащимися проводилось изучение особенностей их строения, питания, среды обитания, осуществлялось наблюдение за поведением насекомых и птиц, их взаимоотношениями друг с другом и окружающей средой.

   Планируется обустроить большее количество искусственных гнездовий для птиц и убежищ для летучих мышей в парке. Так же учащиеся продолжат изучение видового состава дикорастущей травянистой растительности.

  Устойчивость экосистемы на территории учреждения образования обусловлена взаимодействием всех населяющих ее популяций. Наибольшее значение имеют топические и трофические связи, поскольку они удерживают друг возле друга организмы разных видов, объединяя их в достаточно стабильные сообщества.

   Анализ ситуации мпроводили учащиеся, посещающие объединение по интересам «Экозал». Материалы, полученные при выполнении заданий, будут использоваться при проведении экскурсий по экологической тропе, экологическому залу, а так же на уроках биологии, факультативных занятиях «Зеленые школы». Составлен план действий по увеличению биоразнообразия на территории учреждения образования.

Задание 1.7. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

Дата выполнения: ноябрь 2020 года – март 2021 года

Участники: учащиеся 1-4 классов

Количество участников  45 человек

Список учащихся:

  1. Бондарева Полина
  2. Бондарева Карина
  3. Герасимова Василиса
  4. Демьяненко Денис
  5. Залевский Алексей
  6. Каралькова Анна
  7. Кондратёнок Екатерина
  8. Малашенко Матвей
  9. Рыхлова София
  10. Самусенко Дарья
  11. Хмелёва Варвара
  12. Шперх Андрей
  13. Бобрик Милана
  14. Куляева Василиса
  15. Румянцева Евгения
  16. Долинина Александра
  17. Бойкова Ульяна
  18. Лисовский Вячеслав
  19. Плиско Ярослав
  20. Бондарева Евгения
  21. Грибовский Павел
  22. Демьяненко Дмитрий
  23. Калач Роман
  24. Кролл Андрей
  25. Кригина Екатерина
  26. Лазаренко Анна
  27. Паращук Сергей
  28. Савченко Полина
  29. Свердлова Елизавета
  30. Свердлова Яна
  31. Сидорова Ангелина
  32. Тращенко Анна
  33. Федоренко Никита
  34. Шакалов Артём
  35. Шаркевич Матвей
  36. Карпова Валерия
  37. Кожемяченко Игорь
  38. Картавенко Александр
  39. Медвецкая Александра
  40. Медвецкая Полина
  41. Роговский Александр
  42. Рыцерева Юлия
  43. Хохленко Алёна
  44. Фролов Артём
  45. Чепик Константин

     Стала доброй традицией в нашей школе забота о птицах в зимний период. Ребята с удовольствием выполняют летнее задание – собрать и насушить небольшое количество ягод, желудей, орехов и других плодов, пригодных для подкормки птиц. Все это «богатство» затем собирается и пополняется осенью в школе. Коллективно проходит заготовка рябины, яблок, калины. Родители и работники учреждения образования собирают пшено, просо, овес, пшеницу, овсяные хлопья, несоленое сало.

     На уроках трудового обучения и дома с родителями ученики изготавливают кормушки. Годится разный материал: дерево, строительные обреки, пластиковые бутылки, упаковки от сока и другие. Учащиеся развесили их на деревья под окнами школы и на территории, создав, таким образом, природоохранную зону для птиц на пришкольной территории. Учащиеся начальных классов приняли активное участие в акции «Поможем пернатому другу». Вместе с классными руководителями ребята регулярно подкармливали птиц, заботились о них, вели наблюдения и подсчеты прилетающих на кормушки птиц.

Количество и видовое разнообразие птиц, прилетающих на кормушки на территории ГУО «Краснопольская детский сад – средняя школа Россонского района» в зимний период:

      С декабря 2020 по март 2021 г. ребята ежедневно в 14.40 насыпали в кормушки корм. Во время каникул птиц подкармливали работники учреждения. Наблюдали за птицами на кормушках и во время перерывов между учебными занятиями и в течении 20-30 минут после закладки корма. Определяли виды и подсчитывали количество птиц с 11 по 23 января 2021 г.

№п/п

Вид

Кол-во наблюдений

Кол-во особей

1

Снегирь обыкновенный

13

54

2

Воробей домовой

15

98

3

Синица большая

9

29

4

Сойка

8

8

5

Голубь сизый

5

11

6

Черный дрозд

7

12

7

Лазоревка обыкновенная

11

41

8

Сорока

10

12

9

Синица длиннохвостая

13

29

10

Поползень обыкновенный

8

22

 

Задание 1.9. Создать и разместить на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования, убежища для беспозвоночных животных

Дата выполнения: май-июнь 2021 года.

Место выполнения:школьная территория

Участники: учащиеся 1, 4, 5 классов, учитель трудового обучения, учитель биологии

Количество участников: 15 человек

Список учащихся:

  1. Хмелева Варвара
  2. Герасимова Василиса
  3. Демьяненко Денис
  4. Демьяненко Дмитрий
  5. Шакалов Максим
  6. Шакалов Никита
  7. Карпова Валерия
  8. Шаклов Артем
  9. Щемелев Виктор
  10. Медвецкий Дмитрий
  11. Медвецкая Полина
  12. Медвецкая Александра
  13. Чепик Константин
  14. Паметникова Полина
  15. Самкович Мария

      Учащимися 1, 4, 5 классов было изготовлено 4 убежища для беспозвоночных. Так же организовано наблюдение за тремя естественными убежищами в парковой зоне. Домики разместили на школьной территории, на территории парка, «Клумбе для бабочек». Для изготовления домиков были использованы спилы деревьев, сучья, камни, сухие листья и трава, старые со сколами и трещинами глиняные цветочные вазоны. Убежища для беспозвоночных животных создавались на уроках трудового обучения, занятиях в оздоровительном лагере «Зелёная планета». 

Созданы убежища:

  1. Домики из сучьев
  2. Домики из вазонов
  3. Куча из листьев и травы
  4. Куча камней
  5. Вывороток корней липы
  6. Продырявленные спилы деревьев
  7. Трухлявый пень.

Задание 1.10. Создать и разместить на территории учреждения образования «Клумбу для бабочек»

Дата выполнения: апрель-июнь 2021 года

Место выполнения:школьная территория

Участники: учащиеся 9 класса

Количество участников: 12 человек

Список учащихся:

  1. Амельченко Анна
  2. Белисова Дарья
  3. Бондарев Артем
  4. Грунько Виктор
  5. Житний Касьян
  6. Коптелев Артем
  7. Купришина Ангелина
  8. Лапковский Владислав
  9. Рудак Диана
  10. Самкович Сергей
  11. Слизень Виктория
  12. Усович Леонтий

На школьной территории создана «Клумба для бабочек» площадью 20 метров квадратных.

«Клумба для бабочек» находится на солнечном месте, защищенном от сильных ветров. Здесь имеются разнообразные камни, чтобы бабочки могли погреться на солнце, убежища, домики, защищающие бабочек от непогоды и птиц.

Цветник состоит из нескольких зон, цветущие растения на протяжении вегетационного периода постоянно сменяют друг друга, а так же монохромные участки:

- растения, цветущие в желтых тонах (Бархатцы, Виола, Вербейник, Лилейник, Рудбекия, Примула, Целозия, Гацания, Тагетэс (бархатцы), Целозия, Хоста);

- растения, цветущие в сине-фиолетовых тонах (Агератум голубой, Виола, Иссоп,);

- растения, цветущие в белых тонах (Астильба, Астры, Виола, Бальзамины, Петуния,);

- растения, цветущие в красно-розовых тонах (, Астильба, Астры, Бадан, Бальзамины, Вербена, Гвоздика турецкая, Лилейник, Лилия, Очиток пурпурный, Петуния, Пион, Сальвия, Хризантема, Эхинацея пурпурная, Капуста декоративная, Лук, Ирисы).

Рядом находятся деревья и кустарники, необходимые для питания гусениц (береза, клен, тополь, жасмин, спирея, дуб, ясень, липа).

В апреле-мае 2021года учащимися 9 класса проведены необходимые агротехнические приёмы. Организовано наблюдение за насекомыми, посещающими клумбу. Планируется продолжить наблюдение во время летней практики, расширить видовой состав цветочно-декоративных растений, обустроить поилки (неглубокие посудины с мокрым речным песком).

Меню раздела

211474, аг.Краснополье, ул.Ф.Скорины, д.15
Факс: 802159 5 76 84
E-mail: kras-sh@rossony-roo.gov.by